Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Авиационный Стрежевой. Из истории



Когда-то в городе Стрежевой Томской области (самый север, рядом с Нижневартовском) работали базовые Як-42. Это вторая половина 1990-х. Интересная тема. Пока еще не все кубики сложились в полную картину. Поэтому начну с исторического экскурса в историю стрежевской авиации и нефти - градообразующего полезного ископаемого.

Выше - вид аэропорта Стрежевого где-то на пороге 1990-х. Аэропорт совсем рядом с городом.

Collapse )

Толмачево в цвете 1990-2000-х



Смотрим самолеты кануна и начала века в пленочных сканах. Толмачево, Новосибирск. Снято на "Зенит" и на пленочные зарубежные аппараты. Виды на перроне.

Часть 3 (первые части были несколько лет назад, ссылки на них в конце поста).

Выше заруливает Ил-76 "Саха Авиа".

Collapse )

Предыдущие сюжеты: Часть 1 и Часть 2.

«В воздушном бою под Брестом…»



Рассказ бывшего командира Авиационного отряда реактивных самолетов в Толмачево (затем ЛО 204), пилота АНТ-9, фронтовика, летавшего на бомбардировщике Ил-4 Виктора Марковича Купало. Сделана была в начале 2000-х годов в Минске, где Виктор Маркович жил после отъезда из Новосибирска.

На каждом крупном предприятии есть свои легендарные личности. В Толмачевском авиаотряде такой личностью был и остается Виктор Маркович Купало. Фронтовик, командир летного отряда Ту-104, командир первого пассажирского рейса Ту-104 из Новосибирска в Москву, член Коллегии МГА СССР, кавалер двух Орденов Ленина, Заслуженный пилот СССР. С помощью его внука Константина Пивеня из Минска мы смогли получить ответы на ряд вопросов о летном пути Виктора Марковича - о довоенном прошлом авиации Западной Сибири и его участии в Великой Отечественной войне.

Collapse )

Аэродворец в Иркутске - видение 1936 года





На волне открытых онлайн-библиотек - попалось описание будущего аэровокзала в Иркутске. Ниже под катом вид аэровокзала со слов главного инженера строительной конторы Аэрофлота Хардина В.В. из 1936 года. С ванными комнатами в гостинице, стеклянной стеной в ресторане, мрамор, паркет, библиотека, ...целый этаж для пилотов.

...Ноябрь 1938 – в Иркутске построен новый аэровокзал с командно-диспетчерской вышкой. Введен в эксплуатацию в 1939 году (из книги «Воздушная гавань Восточной Сибири», Иркутск, 2005).

Выше - тот самый аэровокзал, сейчас - международный терминал Иркутска, в 2005 году. Вид со стороны города.

Collapse )

Купино - история 849-го авиаполка ПВО



В советское время в Новосибирской области был аэродром, на котором базировалась авиация войск Противовоздушной обороны (ПВО) страны. В районном центре Купино, который стоит на железной дороге Омск – Семипалатинск в 260 км от Омска по прямой, базировался 846 ИАП (истребительный авиационный полк). В музее ВВС и ПВО СибВО в прошлом голу удалось найти машинописную историю этого полка. И она оказалась тесно связанной с Новосибирском и Толмачево.

Collapse )

ПС. Остающиеся вопросы в части Купино:

- что было в Купино во время войны

- что было в Купино в 1953 году - вероятно, открытие гражданского аэродрома - отсюда. Тут есть упоминание связки рейсов из Новосибирска в Купино через Барабинска.

- что было в Купино на 1962 год (перебазирование 849 ИАП из Толмачево)

- было ли какое-то учебное штурманское подразделение на Ил-28?

- расписание регулярных рейсов из Купино, в т.ч. в Омск и были ли рейсы в Павлодар.

К истории Л410 в Новосибирске



Если новосибирские истории Ту-104, Ил-18, Ан-24, Ил-14 и даже Ан-10 (см. теги) более-менее в периодике и интернете описаны, то до Л410 руки как-то не доходили. Плюс история Новосибирского авиапредприятия завершилась, в общем, грустно – летать из городского порта перестали и историю 1980-90-00-х никто особо не написал. Надо закрывать белые пятна.

Данный пост – скорее приквел, вводная часть к рассказу про эксплуатацию Л410 в Новосибирске. Что удалось выяснить перед опросом непосредственных участников этой эксплуатации.

Фото выше - Новосибирск-Северный.

Collapse )

1958: поездом и самолетом в Монголию



Попался рассказ советского специалиста-геофизика/нефтяника про работу в Монголии в 1958-59 годах. Само по себе интересно, как с водителем-китайцем на машине со взрывчаткой ездить по монгольским степям и искать свою точку. Другие особенности тех лет тоже любопытны. Но под катом - часть рассказа про передвижения автора из Москвы в Улан-Батор и обратно, дважды. Поездом и самолетом. Как это тогда было.

Вопрос к картинке выше. В конце 1950-х в Улан-Батор ходил паровоз или тепловоз? Похоже, второе. Воды же в Монголии в транспортных масштабах нет...

Collapse )

Советская Лунная программа и Новосибирск



В прошлом году, на фоне 50-летия высадки Армстронга, был повод вспомнить об отечественной Лунной программе, которая, в отличие от американской, не так хорошо известна и частично подзабыта новыми поколениями. Текст ниже был написал как раз тогда. Советский Союз был на Луне первым в мире и не один раз. Но только в беспилотных программах. Новосибирск также приложил руку к лунному проекту, пилотируемому.

Вторая космическая

Еще не было первого спутника, а журнал рабочей молодежи «Знание-сила» в 1954 году посвятил отдельный номер большому научному репортажу из «будущего 1974 года» о первом пилотируемом полете советской ракеты на Луну. Конечно, это была фантастика. Жюль Верн написал свой знаменитый роман «Из пушки на Луну» гораздо раньше. Но неточность прогноза советского журнала в части высадки человека составила всего 5 лет.

Collapse )

Алсиб и Толмачево



Вчера, 23 февраля, подумалось, что до 1965 года, когда 9 мая стал официальным праздником, 23-е был особым днем для фронтовиков. Почти как день Победы сейчас.

Накануне удалось найти упоминание Толмачево как основного пункта при перегоне ленд-лизовских самолетов на запад. Из книги выше. В конце поста ее содержание.

Collapse )

Советский Магадан 1980-х в картинках



Попался случайно в руки фотоальбом про Магаданскую область. 1987 год. Отпечатано в ГДР. Магаданское книжное издательство. Мы туда летаем с 2006 года. Интерес к регионам полетов есть всегда. В общем, открыл.

И оказался приятно удивлен Магадану и его подаче в этом альбоме. Решил поделиться частью фотографий.

Выше - колонна сотрудников Северо-Восточного управления гражданской авиации (управление - в Магадане), предполагаю, что на майской демонстрации. Кроме этой демонстрации с духовым оркестром авиаторов, авиации в альбоме посвящена вторая часть этого поста. А третья - про морской пассажирский транспорт на Дальнем Востоке.

Collapse )