?

Log in

No account? Create an account

Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
ХХ век - переплывы и перелеты Атлантики
avro_live


Попалась в свежем журнале "Деньги" любопытная статья , про то как большие морские лайнеры проиграли самолетам в XX веке.

На фото выше - британский Comet в JFK, 1959 год.

В кратком изложении.

Скорость у самых быстрых морских лайнеров ("Куин Мэри", "Нормандия" и т.д., если кто слышал) была за 30 узлов, то есть под 60 км/ч. Это средняя скорость по маршруту. Она учитывалась отдельно в обоих направлениях , т.к. с востока на запад надо плыть против Гольфстрима и наоборот. Зачетным было именно это направление, и на нем разыгрывалась "Голубая лента Атлантики" - модный приз самому быстрому судну.

Просто что поразило - 30 узлов - это скорость "Метеора", который на подводных крылях летает. А еще до Второй Мировой почти с такой скоростью курсировали 300-метровые океанские лайнеры, почти с 2000 пассажиров на борту... Пишут, что описание такого путешествия на французской "Нормандии" в США есть у Ильфа и Петрова в "Одноэтажной Америке" (не читал пока, но стало любопытно). Океан преодолевался за 4 с небольшим дня.

Ну а пока эти гиганты бороздили просторы, еще летом 1919 года первый самолет БЕСПОСАДОЧНО перелет Атлантику. Это был Vickers Vimy (английский тяжёлый бомбардировщик, первый полет в 1917 году). В экипаже было двое англичан. Причем командир Джон Олкок через полгода погиб в авиакатастрофе (туман). Мы вот знаем про Линдберга, а вот про этот первый перелет - не очень.

Истории полетов дирижаблей через океан в статье нет, но в 1939 году Америку и Англию (Нью-Йорк — Саутгемптон) соединили рейсы большой лодки Boeing 314. Тут про нее статья 1939 года .

А потом через Атлантику полетела реактивная авиация. Comet IV, Boeing 707, Douglas DC-8. Это вторая половина 1950-х. Кстати, посмотрел, кто эксплуатировал Comet - Египет, Греция, Аргентина, Мексика, Судан... Потом из них (наверно, британских) делали самолеты ДРЛО "Нимрод".

Тут подумалось, что наш Ту-104 хоть и был по своему крут, но даже от Новосибирска до Москвы (с востока на запад против ветра) штатно с полной загрузкой не проходил и делал промпосадку в Свердловске или Омске.

Ну а построенный в 1952 году американский морской лайнер "Юнайтед Стейтс" хоть и развивал скорость 35 узлов (скорость эсминца), самолетам уже проигрывал. Интересный факт из статьи - в 1956 году через Атлантику перелетело больше людей, чем переплыло. Это, видимо, заслуга полетов с промпосадками на винтовых Constellation и Douglas DC-4.

Про Голубую ленту Атлантики есть книга .

Если у нас есть книги про первые полеты на Ту-104 (даже про единичные рейсы в те же США), то на западе наверняка масса книг про первые трансатлантики, включая и гидроавиацию и промпосадочные полеты и потом напрямую. Жаль, у нас таких переводов наверное нет. Тема интересная даже для тех, кто сам над лужей не летает :)

  • 1
Ну Ту-104 - это была первая ласточка. А вот Ту-114 уже мог... Но и Комета в первом её исполнении была очень аварийной.

Меня тут больше удивили морские скорости )

Да... Для меня эти цифры тоже стали открытием....

Но в 21 веке я вынужден совершать путешествия с намного меньшими скоростями, чем в 20 веке(((

Голубая лента Атлантики - одна из моих самых любимых книг. Хорошая книга

Я про эти лайнеры читал в основном в "Технике-Молодежи".

видел я этот Юнайтед Стэйтс в 2008 году в Филадельфии. Что то печальный вид был у лайнера ((
web-DSCN4394

web-DSCN4391

web-DSCN4390

Мощь еще видна. Интересно, что с ним сейчас.

За фото спасибо.

Трубы какие-то гигантские.

Edited at 2015-05-17 02:02 pm (UTC)

(Deleted comment)
Там цена высокая, выше, чем самолет. Неконкурентно, как я понимаю.

  • 1