Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
Утилизация Ту-104. Как это было в Новосибирске
avro_live
104-OVB-Scrap

Вряд ли кого удивлю, если скажу, что в Новосибирске база по Ту-104 была одна из крупнейших в стране. Парк доходил примерно до 30 машин. (В этом блоге нет моего основного текста по ту-104 в Толмачево, надо будет перенести, для коллекции).

В конце 1970-х эксплуатация этой машины в Новосибирске была остановлена. Было уже довольно много новых Ту-154. На короткие полосы продолжали летать базовые Ил-18. Несколько Ту-104 новосибиhцы отдали под памятники. самый известный из них был во Внуково. Сейчас там стоит уже другой самолет. Новосибирский борт (оригинальный номер СССР-42450) был распилен в 2004 году. Другие машины оказались в Казани (СССР-42482 – живой ли он?), судя по старым газетам – в Барнауле, в парке в Новосибирске (СССР-42494), до сих пор сохранились машины в Бердске , Томске и Омске (там, сказали ниже, в свое время детский кинотеатр был).

А что было с остальными….

Рассказывает главный инженер ЗСУ ГА в то время Григорий Ефимович Рожко:

Вопрос очень сложный и очень серьезный Дело в том, что раньше не как сейчас, раньше боролись за каждый килограмм металлолома. (Тут чуть отвлекусь: 1. Уже слышал, что в позднем СССР не хватало металла, в т.ч. на производство вооружения, вот и собирали вторично. А еще металлолом вроде вывозили судами за границу, на продажу. 2. Как сейчас, после 1990-х, металлолом в цене у нас в стране?)

Министерство гражданской авиации составляло план по сдаче металлолома, я за него персонально отвечал [на своей территории, ЗСУ]. У нас каждое ВС, которое списывалось, сдавалось в металлолом [по памятникам, видимо, какое-то особое распоряжение МГА было в тот период, раз столько машин только Новосибирск раздал]. Ту-104 очень прочной машиной был. Распилу, как другие самолеты, он поддавался с большим трудом.

В итоге, по согласованию замминистра ГА, для разделки этих машин использовалась взрывчатка. Я был на первом таком взрыве в Толмачево. Самолеты стояли за ангаром, в стороне от полосы [примерно в районе от грузового склада до места, где какое-то время стояла зеленая Тушка]. Для самих взрывных работ мы пригласили военных специалистов.

Была вырыта траншея, для безопасности людей. Она была примерно в полроста глубиной. Там можно было нагнуться или присесть на время взрыва. Всего было нас человек 12-15 – техническое руководство ЗСУ и АТБ авиаотряда, и специалисты, которые обеспечивали эту операцию.

Раздается взрыв, мы выглядываем – самолет стоит как ни в чем не бывало! Видимо, взрывчатки оказалось недостаточно. Потом добавили, и работа пошла…

_________________________________________________
Фото от Бориса Семенова, специалиста «Сибирь Техник» (его же более полная черно-белая серия
здесь ). Судя по записям автора снимка, списанные Ту-104 в Толмачево находились как минимум до мая 1982 года. Полеты на них
были прекращены… см. ниже.

_________________________________________________
Из упомянутого общего текста про Ту-104 в Новосибирке:

…В 1979 году вышел приказ командира ТОАО, в котором говорилось: «В 1978 году Толмачевский авиаотряд успешно завершил эксплуатацию Ту-104. Одним из последних завершил свой трудовой путь 29 декабря 1978 года самолет СССР-42412, который провел в воздухе 27705 летных часов. …Приказываю: В ознаменование заслуг Ту-104 установить СССР-42412 на вечную стоянку в районе аэропорта «Толмачево». Памятник самолету хотели сделать на кольце перед въездом в аэропорт.

(Реально самолет у въезда в аэропорт появился всего несколько лет назад – это Ту-154 со старой окраской («елкой») авиакомпании «Сибирь», Транспортировка )



Из прежних публикаций блога: рассказ про обслуживание пассажиров на Ту-104 Толмачевского авиаотряда.

  • 1
Взрывчаткой!? Варвары)

По-другому не получалось. Еще я слышал, что их потом бульдозерами еще давили, но не могли ничего сделать....

Интересные моменты, надо будет у старших коллег выспросить поподробнее, может кто чего вспомнит

Да, ваш народ наверняка с вышки подглядывал )

А мне технику жалко. Кажется, что в каждой машине есть душа.

Я от летчиков Ту-104 наших слышал - там чуть ли не со слезами смотрели...

Но приказ Министерства.

У японцев есть поверье, что у каждой машины есть душа, иногда работая с железяками я начинаю подозревать, что так оно и есть

Это вопрос как раз людям ) про которых говорили.

Может, если человек считает, что у машины есть душа, она у нее и появляется.

Печальная история(( Мне всегда жалко с одной стороны, а с другой, они конечно отработали своё. Но взрывчатку использовать вот это вообще варварство!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account