Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
В.Козлов: как учили в Московском авиаучилище 1937-39 гг. (часть 1)
avro_live
ВВ

Иногда бывает так ,что ищешь одно, а находишь совсем другое, но не менее интересное. Так получилось и в этот раз. Дело началось с поисков контактов родственников Героя Советского Союза, летчика-штурмовика Михаила Афанасьевича Макарова, который в 1960-70-х летал командиром корабля Ту-104 в Толмачевском объединенном авиаотряде, предшественнике S7 Airlines. Поиски случайно привели на сайт сибирского краеведения, а далее на весьма качественную подборку видео интервью с известными жителями Новосибирска из разных отраслей народного хозяйства и искусства. Что интересно, найти сейчас заново ссылку на эту подборку я не смог.

Это был часовой рассказ Виктора Васильевича Козлова (фото выше), Героя Социалистического Труда, многолетнего директора Новосибирского электровакуумного завода в советское время. Завод оборонный, и тогда, да и сейчас особо информации по нему нет. Я решил послушать. И вот открылось… что Виктор Васильевич в 1939 году закончил авиационное училище в Москве и в Великую Отечественную летал штурманом на ТБ-3, Ил-4, американском А-20 «Бостон». Мимо этого пройти было трудно. В итоге в ноябре 2014 года мы встретились с Ветераном (так и напишу с заглавной буквы) и проговорили три часа.

Ниже запись интервью в стиле сайта «Я помню» (iremember.ru) известного современного историка Великой Отечественной Артема Драбкина.

Я родился 3 июля 1919 года в местечке Ниодсен под Гамбургом, в семье русского военнопленного Василия Козлова и немецкой гражданки Эльзы Прицель. Он был освобожден немцами из плена после окончания войны, но советская Россия пока еще военнопленных обратно не пускала, и чтобы прокормиться, Василий нанялся в работники к местному помещику. Моя мама тогда работала в этом доме гувернанткой. Полюбили друг друга, там же сыграли свадьбу и родился я.
В 1920 году Россия начала принимать военнопленных. Папа уговорил маму поехать в ним на его родину в Подмосковье. На специальном пароходе большая группа россиян, так или иначе оказавшихся в Германии, прибыла в Петроград. Оттуда новая семья отправилась в деревню Суворово Волоколамского уезда Московской области. В родительской семье было 13 детей, причем Василий на тот момент оказался старшим. Жить Эльзе в деревне было довольно сложно и скоро отец нашел работу в Москве, охранником Наркомата финансов, а чуть позже, в 1922 году – его направили на работу оперативным работником в ВЧК. Работать приходилось в разных городах –Новониколаевск (название Новосибирска до 1926 года), Змеиногорск в Алтайском крае, Каинск, ныне Куйбышев в Новосибирской области… Потом отец перешел на работу в инженерно-строительный отдел НКВД в Новосибирске, участвовал в строительстве известных городских зданий, включая здание нынешней Обладминистрации. В начале 1933 года, мне было 13 лет, мы переехали в Воронеж. Там в школе я начал активно заниматься спортом, включая футбол и хоккей, фотографией, авиамоделизмом, которым я увлекся еще в Новосибирске. Отец сделал мне верстак, столярные инструменты все у нас были, он вообще во всем мне помогал.
В 1935 году новый переезд – в Омск. Там я закончил 10й класс в 1937 году, был выбран комсоргом класса, также занимался спортом. Например, в 1936 году мы в Новосибирске выиграли у местной юношеской сборной города. Собирался поступать в Уральский Политехнический институт, куда подала документы моя девушка, Шура Васильева, она училась в соседней школе, была отличницей, любила математику. Но пришел вызов в обком комсомола на меня и двух моих друзей Женю Смышляева и Витю Иванова. Мы все были активистами и спортсменами. Там нам предложили поступать по имевшимся трем направлениям в учебные заведения ВМС и ВВС, над этими двумя родами войск комсомол шефствовал. В итоге друзья выбрали морское училище в Севастополь. А мне, после авиамоделей, очень хотелось в авиацию и я выбрал её. Направление это было в Московское Военное авиационно-техническое училище (тогда оно еще называлось Военной школой Специальных служб ВВС РККА и было переименовано в названное училище в 1938 году, в 1947 году было переведено в Тамбов – avro). Я приехал, сдал экзамены, поступил. Располагалось училище за стадионом «Динамо», рядом с Академией им. Жуковского. Я в эту Академию потом поступить хотел, в 1941 году.
Училище необычное было - училище спецслужб. Там учились прибористы*… Пришла радиотехника в авиацию. Стали применяться пеленгаторы, приводные станции, все это активно развивалось. Я любознательный был человек, поэтому еще и штурманское дело изучал.
Училище какое-то элитное было. Иногда к нам иностранные военные атташе приезжали. Из каких стран, я уже сейчас не помню. Но по-моему не немцы. Форму нам шили там, где генералам шили. На Воздвиженке, где Военторг, на пятом этаже там было ателье.
У нас учились испанцы, у них шла гражданская война. У нас они ходили в штатском. Были оттуда и дети, они в Подмосковье были. Так вот испанцы просили нас познакомить их с русскими девушками. Мы их знакомили. А мы их потом наоборот просили познакомить нас с испанскими девушками, они там воспитателями работали, с детьми. У меня подружка такая была, Аврора ее звали. Мы встречались, когда мне увольнительные давали. Ходили в театры, она любила театр. Русский язык она не знала, но любила оперу и оперетту, на драматические спектакли мы не ходили. Когда идем в театр, видно, что идет иностранка. По одежде видно, по волосам, крупные такие были, по лицу. А я в форме ходил. Смотрели на нас. Потом война началась, и я ее потерял.

- Возраст у курсантов был одинаковый или разный?
- Разный был. Я был очень молодой, мне 18 было, когда я поступил. А были и курсанты со 2-3го курса институтов. Любое училище до войны не давало высшее образование, только среднее. Это после войны стали училища давать высшее образование.

- На какие самолеты вас учили?
- На бомбардировщики: ДБ-3, СБ. Не истребители (на них была радиотехника или нет?)

Мы четыре раза во время учебы ходили на парад на Красной площади. В воздушном параде я принимал участие, это уже когда в полку был (1939-40 гг.). Наше училище стояло напротив Мавзолея в первой колонне. Стояли все по росту, а я по росту (185 см) был правофланговым первой роты был. Мы очень близко были к Мавзолею. Всех наших руководителей я видел.
На Мавзолее, если с площади смотреть, правое крыло – стояли члены Политбюро, левое крыло – наши военачальники, а за ними на земле уже были военные атташе и послы. Мы шли с равнением направо. Я не мог направо, я шел прямо, как правофланговый, по мне все равнялись. И когда проходили Мавзолей, мы все сразу, это было демонстративно, отворачивались, то есть, поворачивали головы прямо. Это же враги, зачем мы будем по ним равняться. Даже не враги, но иностранцы. Это все правильно было.

- Вы видели себя в кинохронике?
- Да, видел, и в кинохронике, и на афишах. Видел.

Потом погиб Чкалов, 1938 год. И мы были в Почетном карауле на похоронах в Колонном зале Дома Союзов. И когда мы стояли там, в этот момент прекращали доступ, приходили члены Политбюро. Я близко всех руководителей партии и правительства видел. Сталин небольшого роста был, среднего возраста. Он не был таким большим. Скромно одет всегда был, в штатском, френч обычный. Простой.

- Охрана была с ним?
- Конечно, была, у всего Политбюро она была.

- Какую радиотехнику изучали?
- Мощная радиостанция, хорошие приемники. Все это было у штурмана, у стрелка-радиста только приемники, он занимался только охраной самолета.

- Когда в первый раз на самолете полете?
- Наверно в 1938 году, не помню, уже какой был. На СБ наверно. С Центрального аэродрома.
Учебные полеты были, но их было немного, тоже на СБ

Мы сдавали нормы ГТО. Я сдал на значок ГТО 2й ступени. Он очень отличался от других. Но он у меня не сохранился. Я когда в Омск в отпуск приехал, так за мной мальчишки бегали, интересный такой он был, на медаль похож.

- С парашютом прыгали в училище?
- Да, чтобы на ГТО 2й ступени сдать, нужно прыгать с парашютом с 700 метров, нужно проплыть 100 метров в солдатской форме, в шинели, это сложно очень было сдать. А значок серебряный был.

- На планерах летали?
- Нет, не летал.

- Сколько раз подтягивались?
- Не помню.

- Где жили?
- В казарме. Заправляли койки, проверяли, как заправляем. Подъем по сигналу, военная дисциплина, во всем.

- Как вам объяснили, что в Европе происходит? Что немцы делают, что Англия с Францией.
- У нас же преподаватели были. Но вообще мы должны были учиться 4 года. Но нам учебу на 2 года сократили, за счет снятия общеобразовательных предметов. Готовились к войне. Остались только военные дисциплины. ...У нас уже по 10 классов было, умные уже, все понимали.

- Какие ощущения были у военных?
- У военных нормальные ощущения были. Но мы, курсанты, войны не чувствовали.

В июне 1939 году я выпустился лейтенантом. После училища получил назначение штурманом в Курск в 51 дальнебомбардировочный полк (48 авиадивизия). В январе 1940 года мы получили с Воронежского завода ДБ-3ф. Более совершенный, скоростной, скороподъемный, грузоподъемность, вооружение лучше было. Потом он стал называться Ил-4. Это был лучший дальний бомбардировщик в стране. Нас летный состав ездил самолеты эти принимал. До этого в полку были ДБ-3. Шло перевооружение.

Потом я участвовал в освобождении Западной Белоруссии и Украины, Бессарабии, потом Прибалтика…

Продолжение следует.

_____________________________________________________
* (информация с инета) - В 1939 году [Московское авиатехническое] училище подготовило 1407 авиационных специалистов:
радиотехников службы ЗАС – 126, (ЗОС - земное обеспечение самолетовождения)
радиотехников – 355,
младших политруков – 115,
техников по приборам – 246,
техников по кислородным установкам – 109
....
(Штурманов нет в списке, но в 1939 году Виктор Васильевич был распределен штурманом в 51 ДБАП в Курск)



  • 1
Из радиотехнических средств на некоторых типах истребителей устанавливались связные радиостанции, более ничего - это к ремарке про РТС

А на Ил-4 что устанавливалось по этой теме?

На Ил-4 были связная радиостанция РСБ (позже другая), радиополукомпас РПК-2 "Чайка" (на некоторых сериях), автопилот АВП-12 (позже автомат курса АПГ-1), на ряде поздних машин был установлен радиовысотомер БК-3 и система слепой посадки "Ночь-1". А вообще в довоенное время была разработка радиоуправляемого ДБ-3 для распыления над противником химоружия, но не прижилась

Какие у тебя знание глубокие, респект :) У тебя нет почитать чего-нибудь о том периоде истории навигации?

В бумаге ничего нет такого, а в электронке могу посоветовать книги на http://civilavia.info/

За сайт спасибо.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account