avro_live (avro_live) wrote,
avro_live
avro_live

Category:

История Ан-10 в Хабаровске

Ан-10

Из рассказа бывшего технического директора «Дальавиа» Александра Павловича Дубинина, записанного в Хабаровске в ноябре 2014 года. На документальность текст ниже не претендует, так как пока тут чисто устное творчество, без проверок по документам. Фото выше из архива Александра Павловича с подписью о строительстве ангара в Хабаровске, первая половина 1960х. "Винглеты" на оперении стоят.

- …Еще хотелось спросить Вас про самолет Ан-10 в Хабаровске.

- Да, были у нас такие машины, несколько штук, примерно 10 машин. Появились они у нас… так… в 1959 году, я пришел в аэропорт, их не было, в 1960 их не было, в 1961м я женился, в 1962м нас бросили на Ту-114 (регулярные рейсы Внуково – Хабаровск начались на нем в апреле 1961го - Глеб) - не было… появились они зимой 1962-1963 года.

- Как долго они у вас летали?

- Они у нас пробыли недолго, в отличие от Ан-12. Хотя поступили почти одновременно. Всего несколько лет – в 1965м их уже не было, это факт. Поступила команда, и мы все свои Ан-10 передали во Львов, нет, в Донецк. А взамен получили Ил-18, тут нам крупно повезло с такой заменой.

- Какие у него были особенности?

- Мы его звали «кунгас»* - войдешь, он огромный такой внутри. Не любили мы его, этот самолет. На нем была масса дефектов, неисправностей. Один раз на нем погиб хабаровский экипаж. Это было в марте 1963 года в Ульяновске в тренировочном полете. Я почему так хорошо помню – я в это время учился заочно в Иркутске в филиале [ВУЗа], и приехал Фидель Кастро на Байкал – я его видел, как он по улице ехал. В ШВЛП в полете ошибочно зафлюгировались все четыре винта из-за отказа гидросистемы, в которой были утечки, потом прошла команда на останов двигателей. Самолет упал. Два экипажа было на борту. Полеты всех Ан-10 приостановили, были большие доработки, я часть их лично выполнял в Хабаровске, и на Ан-12 они тоже были. Есть фотография – полет Ан-10 на одном двигателе – потом тренировки такие были. А в следующем году мы их уже отдали в Донецк, я думаю, это было в 1964 году.

Ан-10 был технически очень похож на Ан-12, но у этих двух машин судьба оказалась разной. Ан-12 зарекомендовал себя у нас очень хорошо. Всего их у нас было три: два с Воронежского завода, один, последний, с Ташкентского (СССР-11364, я все номера помню). Много возили они, например, овощной продукцию с наши совхозов на север, а обратно к нам – рыбу.
Как и у Ту-104 и Ту-114, у обоих Анов была проблема с топливными баками, они были сделаны из прорезиненного материала и текли. Толщина стенок была около сантиметра.
Потом на Анах часто находили трещины капотов двигателей (высокорасположенных), мы их постоянно переклепывали в слесарке. На Ил-18 такого не было. Может быть, какая-то вибрация была у них усиленная. Сплошная беда была.
Других серьезных недостатков я не помню. Тормоза у них были дисковые, нормальные. На первых Ту-104 были камерные, потом их тоже поменяли на дисковые. А вот на Ту-114 они так и остались до конца эксплуатации камерные, часто из-за них покрышки летели.

- Куда летали хабаровские Ан-10?

- Летали они у нас нормально. В Москву летали с посадками, в Куйбышев (ныне Самара, кто не знает – Глеб). По Дальнему Востоку он летал на Камчатку на севера, в Кепервеем, в Билибино, ходили Ан-12, грузовые.
Кстати, впервые Ан-10 я увидел, когда учился в Иркутском училище. Одну машину списали и передали курсантам. И мы всей ротой помню бежали за ним. Это было в 1958 году. А в марте 1059 года тоже в Иркутске я впервые увидел Ил-18. Тогда самолет с экипажем Коккинаки выполнял испытательный полет на Камчатку, с одной посадкой в Иркутске.
________________________

*Кунгас - Гребная или парусная лодка, распространённая в дальневосточных морях. Большой толковый словарь русского языка.

В качестве приложения – пост про памятники Ан-10 в СССР . Удивительно, что живым на сегодня остался всего один самолет в Монино. Хотя еще в 2008 году был, например, такой самолет в Новосибирской области .

Tags: Ан-10, Воронеж, Ил-18, Иркутск, Камчатка, Самара, Ту-104, Ту-114, Украина, Хабаровск, авиаистория, ветераны ГА и ВОВ, самолеты, техобслуживание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments