Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
История Ан-10 в Хабаровске
avro_live
Ан-10

Из рассказа бывшего технического директора «Дальавиа» Александра Павловича Дубинина, записанного в Хабаровске в ноябре 2014 года. На документальность текст ниже не претендует, так как пока тут чисто устное творчество, без проверок по документам. Фото выше из архива Александра Павловича с подписью о строительстве ангара в Хабаровске, первая половина 1960х. "Винглеты" на оперении стоят.

- …Еще хотелось спросить Вас про самолет Ан-10 в Хабаровске.

- Да, были у нас такие машины, несколько штук, примерно 10 машин. Появились они у нас… так… в 1959 году, я пришел в аэропорт, их не было, в 1960 их не было, в 1961м я женился, в 1962м нас бросили на Ту-114 (регулярные рейсы Внуково – Хабаровск начались на нем в апреле 1961го - Глеб) - не было… появились они зимой 1962-1963 года.

- Как долго они у вас летали?

- Они у нас пробыли недолго, в отличие от Ан-12. Хотя поступили почти одновременно. Всего несколько лет – в 1965м их уже не было, это факт. Поступила команда, и мы все свои Ан-10 передали во Львов, нет, в Донецк. А взамен получили Ил-18, тут нам крупно повезло с такой заменой.

- Какие у него были особенности?

- Мы его звали «кунгас»* - войдешь, он огромный такой внутри. Не любили мы его, этот самолет. На нем была масса дефектов, неисправностей. Один раз на нем погиб хабаровский экипаж. Это было в марте 1963 года в Ульяновске в тренировочном полете. Я почему так хорошо помню – я в это время учился заочно в Иркутске в филиале [ВУЗа], и приехал Фидель Кастро на Байкал – я его видел, как он по улице ехал. В ШВЛП в полете ошибочно зафлюгировались все четыре винта из-за отказа гидросистемы, в которой были утечки, потом прошла команда на останов двигателей. Самолет упал. Два экипажа было на борту. Полеты всех Ан-10 приостановили, были большие доработки, я часть их лично выполнял в Хабаровске, и на Ан-12 они тоже были. Есть фотография – полет Ан-10 на одном двигателе – потом тренировки такие были. А в следующем году мы их уже отдали в Донецк, я думаю, это было в 1964 году.

Ан-10 был технически очень похож на Ан-12, но у этих двух машин судьба оказалась разной. Ан-12 зарекомендовал себя у нас очень хорошо. Всего их у нас было три: два с Воронежского завода, один, последний, с Ташкентского (СССР-11364, я все номера помню). Много возили они, например, овощной продукцию с наши совхозов на север, а обратно к нам – рыбу.
Как и у Ту-104 и Ту-114, у обоих Анов была проблема с топливными баками, они были сделаны из прорезиненного материала и текли. Толщина стенок была около сантиметра.
Потом на Анах часто находили трещины капотов двигателей (высокорасположенных), мы их постоянно переклепывали в слесарке. На Ил-18 такого не было. Может быть, какая-то вибрация была у них усиленная. Сплошная беда была.
Других серьезных недостатков я не помню. Тормоза у них были дисковые, нормальные. На первых Ту-104 были камерные, потом их тоже поменяли на дисковые. А вот на Ту-114 они так и остались до конца эксплуатации камерные, часто из-за них покрышки летели.

- Куда летали хабаровские Ан-10?

- Летали они у нас нормально. В Москву летали с посадками, в Куйбышев (ныне Самара, кто не знает – Глеб). По Дальнему Востоку он летал на Камчатку на севера, в Кепервеем, в Билибино, ходили Ан-12, грузовые.
Кстати, впервые Ан-10 я увидел, когда учился в Иркутском училище. Одну машину списали и передали курсантам. И мы всей ротой помню бежали за ним. Это было в 1958 году. А в марте 1059 года тоже в Иркутске я впервые увидел Ил-18. Тогда самолет с экипажем Коккинаки выполнял испытательный полет на Камчатку, с одной посадкой в Иркутске.
________________________

*Кунгас - Гребная или парусная лодка, распространённая в дальневосточных морях. Большой толковый словарь русского языка.

В качестве приложения – пост про памятники Ан-10 в СССР . Удивительно, что живым на сегодня остался всего один самолет в Монино. Хотя еще в 2008 году был, например, такой самолет в Новосибирской области .


  • 1
Спасибо за новое фото Ан-10

Есть еще одно фото, позже поставлю. С надписью "Ан-10А" на носу.

Цитата - "в Кепервеем, в Билибино, ходили Ан-12, грузовые" - слышал от старожилов историю, как в 70-е несколько Ан-12 месяц или два без остановки завозили из Хабаровска картошку и еще какие-то основные продукты в Билибино. Которые пароходами где-то застряли и не пришли. Голод-не голод, но серьезные ограничения до следующей навигации. Стали там совсем своими, командировка длинная. Завезли кучу тонн всего, очень помогли северянам.

В последний рейс уже от нас - провожали всенародно, ребята пролетели специально невысоко над поселком с выстрелами из ракетниц и красиво как-то разошлись с набором тоже над поселком... Помахали рукой. Дополнительно старожилы добавляли - несколько дам очень плакали при прощании :)

Душевный пример! Спасибо )

Это от старожилов авиаотряда или Билибино?

Билибино. Коллега мой старший, БиАЭС, в те времена - работал в ГОКе, приехал туда году в 1965-68.

Из авиотряда я не знал никого. Кроме, чуть-чуть, Томашова Виктора Антоновича (по зятю и дочери). Про них всех периодически (редко) пишет Александр Дюбуи - например, тут, тут и далее у него на сайте.

Класс, поизучаю. Спасибо )

Спасибо за Хабаровск! А Александр Павлович еще при мне работал в Дальавиа. Я любил приходить в большой ангар, где стояли Ту-214 и Ил-62... Выложу свои фотографии еще с этого ангара, когда Дальавиа было живое - с 2008 года ...

Обязательно кину линк, постараюсь сегодня вечером - фотографий много, нас на учебе часто гоняли туда на практику, а там много фотографировал.

У него книга вышла меньше года назад. Осталось как будто бы 10 экземпляров из 600. Толстая - страниц 600 как раз. Про себя и про авиацию конечно. Или про себя в авиации )

Вот бы глянуть... Ладно, наших попрошу...

Стоит 500 рублей. Он сказал, что штуки три будет желанеи купить - можно на него выйти и в аэропорту забрать.

Взял бы, да сам же в Москве сейчас...

В теории. Могу передать в Москву в декабре. Если оплатишь 500 на телефон.

Спасибо! Но мне уже везут экземплярчик - договорился со знакомым с Хабаровского аэропорта, а он летит в отпуск через Москву и у него есть 1 невостребованный экземпляр.

Вы хотите составить хронику развития советской авиации? Очень интересные отрывки тут размещаете :)

Пока просто интересуюсь )

АНГАР??? Крутое фото!

Да, ангар ) Такой же как у нас. Сверху стеклянные штуки, у нас тоже такие были. В посте про праздник на НАПО я показал изнутри, как они примерно выглядели.

Там 2 ангара - один маленький для Ан-24 и Як-40 (такой же есть и во Владивостоке) и большой, как в Шереметьево - там всегда стояли рядом 2 борта - Ил-62 и Ту-214, либо 2 Ту-214, либо полтинники.

Как всегда-Отлично! Спасибо!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account