?

Log in

No account? Create an account

Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
Из истории военного аэродрома Толмачево
avro_live
OVB_800px

В связи с нехорошей идеей некой группы гражданин, в т.ч. из новосибирского горсовета "переименовать" аэропорт Толмачево в "аэропорт им. Покрышкина еще до мая 2015 года" у новосибирских споттеров возник вопрос о "первых шагах" аэродрома в Толмачево.

UPG. Мое мнение по существу: "Власти поражают конечно. Это же надо такой негатив на себя собрать, причем в связи с именем новосибирца трижды Героя. На НГС 300 комментариев в адрес местных властей типа "займитесь уже настоящими делами". Конечно, тут может СМИ не совсем так идею передают, что тоже говорит о продвиженцах идеи. Но минусов власти точно набрали. И мой минус в том числе. Зачем озвучивать это как "переименование". На переводе часов туда-сюда ничему не научились".

Ниже пара текстов по истории Толмачево периода до Великой Отечественной. Первый был опубликован под авторством Сергея Минина (это псевдоним одного новосибирского журналиста) в обской газете "Город-Спутник" чуть больше 10 лет назад. Второй - из "Вечернего Новосибирска". Я предполагаю, что ошибки могут быть в обоих текстах. Но что наверняка является фактом - что в Толмачево первые базовые военные самолеты появились в середине 1930-х годов. Гражданским аэродром стал только после строительства бетонной полосы на 2500 метров в середине 1950-х, под новые Ту-104.

Тот самый Мальцев (текст из "Города-Спутника")

...Если бы не события начала 30-х годов ХХ века, то Толмачево так бы и остался пристанционным поселком, как и десятки подобных на Транссибе. Кто решил построить военный аэродром именно в этом месте, долгое время оставалось загадкой. Удивляться тут нечему, ибо в военной истории нашего Отечества до сих пор не избавились от огромного количества умолчаний, загадок и мифов.

Отцы-основатели

Более 30 лет назад автор этих строк впервые посетил военный городок в Толмачево (военный городок в городе Обь. Толмачево сейчас - другой населенный пункт, чуть дальше от военного аэродрома, чем город Обь - Глеб). При этом очень интересными показались мне несколько зданий явно довоенной постройки: деревянные дома и гарнизонный Дом офицеров с изображениями пилотов в форме 30-х годов (сейчас в этом здании церковь - Г.). Видя мой интерес, один из местных жителей, мужчина пенсионного возраста, сказал, что здания строил еще Мальцев.
Сказал и пошел по своим делам, а простая русская фамилия запомнилась. Чуть позже, в электричке, я пожалел о том, что не спросил, кто же был этот Мальцев. Среди известных архитекторов такого вроде бы не было, хотя эту фамилию вполне мог носить прораб, мастер или просто строитель-стахановец, которых в те годы было предостаточно. Со временем фамилия стала забываться, но однажды, просматривая книгу по истории военной авиации Сибири (такая есть, даже уже две, но у меня обоих пока нет - Г.), вышедшую несколько лет назад, в списке командующих я увидел эту фамилию и вспомнил то посещение военного городка.
Оказалось, что начальником ВВС СибВО с 1930 по 1934 год являлся Виктор Иванович Мальцев (он был в этой должности - Г.). На те же годы пришлось большое событие - перелет из Новосибирска в Толмачево 16-го корпусного авиаотряда. Это позволяло связать воедино имена и события. Сразу отследить дальнейшую судьбу главного военного летчика Сибири не удалось, но после того, как я поработал в московских и местных архивах, мне посчастливилось приблизиться к истине и найти "отцов-основателей" - тех, кто способствовал превращению пристанционного поселка в крупную воздушную гавань.
Дело обстояло так. В конце первой сталинской пятилетки начались количественные и качественные изменения в РККА (Рабоче-крестьянской Красной Армии), в том числе и в авиации. Звенья перерастали в эскадрильи, эскадрильи в отряды и авиабригады. На старых аэродромах становилось тесно от краснозвездных аэропланов.
В конце 1931 года высокое московское начальство определило новые районы базирования для военной авиации, учитывая внешнеполитические реалии. Реализация замыслов возлагалась на местные кадры. Согласно первоначальным планам, предполагалось сформировать авиабригады в районе Красноярска, Куломзино (левый берег Иртыша) и в Бердске. Выбор Бердска был не случаен, так как во время корпусных маневров 1928 и 1930 годов на импровизированный аэродром возле этого села приземлялись самолеты двух отрядов. Кроме того, рядом река Обь и железнодорожная ветка на Барнаул - лучше не придумаешь! За Бердск ратовал и всесильный товарищ Эйхе, секретарь крайкома ВКП(б). Переубедить его предстояло военному командованию, ибо командующий войсками округа Я.П. Гайлит и начальник ВВС В.И. Мальцев лучше видели плюсы поселка Толмачево именно в базировании авиации. Эти обстоятельства вполне позволяют считать Гайлита и Мальцева отцами-основателями Толмачево, хотя их имена не афишировали по причине попадания обоих военачальников в 1937-38 годах в "ежовые" рукавицы НКВД.

Почти вертикальный взлет

Если фотография реабилитированного Я.П. Гайлита украшает новосибирский Музей СибВО (планирую скоро посетить - Г.), то снимка начальника ВВС СибВО того периода В.И. Мальцева найти не удалось, хотя именно этот сталинский сокол был очень известной личностью. О нем, как о лучшем командире писали "Красная Звезда" и окружная газета "Красноармейская звезда". Мало того, по прошествии 40 лет старожилы г. Обь вспоминали добрым словом бывшего начальника ВВС СибВО и его дела!
Виктор Иванович Мальцев родился в 1895 году в поселке Гусь-Хрустальный нынешней Владимирской области в семье крестьянина-бедняка. В 1918 году он добровольно вступил в ряды РККА. Служил сначала в пехоте, а потом в артиллерии. В боях с белогвардейцами пополнил ряды партии большевиков, а через несколько лет после окончания братоубийственной войны поступил в военную школу пилотов и, отлично ее закончив, стал одним из лучших советских летчиков. За пять лет Мальцев прошел путь от рядового пилота до начальника ВВС одного из крупных военных округов. С 1930 по 1934 год он, командуя авиацией СибВО, ездил и летал от Омска до Читы, но в начале 1935 года был переведен в Среднеазиатский военный округ, в Ташкент, на аналогичную должность.
Долго командовать военной авиацией в Средней Азии не пришлось - волей партии и московского руководства Мальцева направили руководить местным управлением Аэрофлота.

...Далее арест ("участие в заговоре"), тюрьма, реабилитация в 1939 году, начальник ялтинского санатория Аэрофлота, ...в 1942 году бургомистр города Ялта (сдался фашистам), дальше один из руководителей ВВС власовских сил... Вместе с А.А. Власовым... осужден Военной коллегией Верховного суда СССР к смертной казни. Повешен.

Такая вот история. Был ли Мальцев причастен к созданию аэродрома под Новосибирском, надо еще проверять.

Добавление: с сайта alib.ru

Плющов Борис. Генерал Мальцев. История Военно-Воздушных Сил Русского Освободительного Движения в годы Второй Мировой Войны (1942-1945). Под редакцией и с предисловием Н. Штифанова. Сан-Франциско, Издательство СБОНР, 1982г. 114 с., фотоилл., Мягкая издательская обложка, обычный формат.
(Продавец: BS - Auzen, Ростов-на-Дону.) Цена: 3500 руб. Купить
Единственное документальное издание, посвященное авиационному формированию Русской Народной Национальной Армии (впоследствии включенном в Русскую Освободительную Армию ген. А. Власова). В.И.Мальцев (1895-1946) - полковник Красной армии, начальник ВВС Сибирского военного округа, руководитель ГВФ по Средней Азии и Закавказью, один из инструкторов В.П. Чкалова. В марте 1938 г. арестован НКВД, подвергнут жестоким пыткам, но выпущен после смещения Ежова. Став непримиримым антисталинцем, после занятия немцами Крыма служил русским бургомистром Ялты. При его участии была создана авиационная часть, ставшая основой военно-воздушных сил КОНР, командующим которыми в звании генерал-майора и был назначен В.И. Мальцев. Автор книги - поручик ВВС КОНР, адъютант ген. Мальцева, впоследствии - протоиерей Православной Церкви в Америке. В приложении - редкие фотографии и документы.
Состояние: отличное
Смотрите: Фото 1 – Фото 2
_______________________________________________________________________________________

Зачем сибиряку бомбосарай? ( Статья в "Вечерке" 2002 года. Авторство на сайте не указано.

Из акта приемки в эксплуатацию объекта N 73:

«Спецстроительство N 73 велось с 25 апреля по 8 октября 1941 года силами управления особого строительства НКВД СССР. Начальник строительства - т. Пяткин К. Ф., главный инженер - т. Выходцев. Начальник проектной группы объекта 73 - инженер ЦВПУ КЭУ ГИУ КА т. Володин Л. С. Объект расположен в районе станции Обь Томской ж. д. и связан с ней улучшенной грунтовой дорогой. Объект принят с оценкой «хорошо». При полной сметной стоимости строительства 15736 тыс. руб. за 1941 год освоено 15151 тыс. руб. Оставшаяся часть работ стоимостью 585 тыс. руб., не препятствующая эксплуатации объекта, будет выполнена в 1942 году».

Вряд ли кто сейчас помнит дату из этого документа - и, тем более, вряд ли кто ее празднует, даже из тех, кому это вроде бы положено по месту работы и долгу службы. А на самом деле 25 апреля 1941 года - грозного года, труднейшего года для нашего Отечества - день рождения того самого объекта N 73, известного сегодня всем новосибирцам как аэропорт Толмачево.

________________________________

Был там аэродром еще до 1941 года. Исследователи этого периода еще ждут своей очереди. Кстати, одна из зацепок - год постройки Дома офицеров в Оби. Он строился именно под летчиков.

Фото выше из интернета. На нем видно две бывших военных полосы, сейчас это рулежки и места стоянок.


  • 1
а чем плохо назвать в честь Покрышкина?

Потому что началась идея вот таким образом:

Депутаты горсовета Новосибирска решили переименовать аэропорт «Толмачёво», включив в его название имя трижды героя Советского Союза, маршала авиации Александра Покрышкина.

Как сообщил председатель комиссии горсовета по соцразвитию Андрей Андрейченко, депутаты поддержали идею ветеранов авиации о переименовании аэропорта. Если это произойдет, то его назовут либо аэропорт «Толмачёво» им. Покрышкина, либо просто аэропорт им. Покрышкина.

Дальше надо смотреть 300 отзывов: http://news.ngs.ru/comments/1978021/

1. Зачем? Зачем менять историческое название, к которому все привыкли?
2. Какое отношение имеет Покрышкин к Толмачёво?

Я так и знал, что это бывшие взлетки.

Что то ни про фото не про суть - не понял, или я не внимательно прочитал!

Артем, чуть поправил текст. Это два отрывка про историю Толмачево до Великой Отечественной.

Кстати, в Оби есть свой музей? Как узнать дату постройки Дома офицеров?

(Я знаю, что в библиотеке ДК у вас есть хорошая подборка по местной авиаистории, я там бывал).

Несколько старых домов в городке 1937-38 годов постройки, в том числе и "генеральский" - небольшой особнячок на 4 квартиры, по всей видимости в конце 30-х строился и дом офицеров и универмаг, который долгое время простоял сгоревшим, сейчас восстанавливают

Спасибо. Генеральский я видел, кстати. А вот про универмаг не в курсе.

Ну а Барнаул-Михайловку назвали аэропортом имени Германа Титова, хотя он никакого отношения к гражданскому аэропорту не имел, да и родился не в Барнауле.

Ну назвали и назвали.

Тут повернуто так, что не имя Покрышкина присвоить, а название Толмачево убрать. Что собственно и вызвало понятную реакцию.

А почему бы и не назвать? Покрышкин же земляк! А уж заслуг-то у него...

Тут повернуто так, что не имя Покрышкина присвоить, а название Толмачево убрать. Что собственно и вызвало понятную реакцию.

Почему бы не назвать "Толмачёво им. Покрышкина"?
Все довольны будут.

Интересная статья. Вот если бы в Бердске сейчас развился международный аэропорт вместо Толмачево, то на пляже на Обском море можно было бы наблюдать 4-е развороты и заходы по глиссаде)).

  • 1