?

Log in

No account? Create an account

Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
Про GPS в гражданской авиации
avro_live
map

Тут много вчера обсуждений было про GPS. Вот что штурманы говорят.

Приемники-датчики GPS, установленные на борту ВС, предназначены для коррекции счисленных бортовым навигационным комплексом (БНК/FMS) координат ВС. В случае появления значительного расхождения между счисленными координатами и полученными при помощи GPS, бортовым компьютером выдается предупреждение экипажу об ухудшении целостности данных о местоположении ВС. Экипаж, в зависимости от ситуации (знание местоположения ВС) может деактивировать бортовые датчики GPS, т.е. исключить их использование для коррекции координат ВС, и использовать только наземные навигационные средства или использовать инерциальную систему ВС автономно, т.е. без коррекции.

GPS на ВС Airbus и Boeing является вспомогательной, и по этой причине угроза безопасности отсутствует. В случае необнаружения или позднего обнаружения сбоя в работе GPS, и уклонения от линии заданного пути (маршрута/воздушной трассы) есть помощник в виде диспетчера ОВД, который осуществляет контроль движения ВС по маршруту, и который обязан информировать экипаж ВС о значительных (более ширины воздушной трассы) уклонениях.
______________________

Карта старенькая тут )

ПС. 2017 год - сделал в яндексе запрос: "GPS в гражданской авиации стал использоваться..." И попал первым же источником на собственный пост ) А хотел понять, когда GPS стал штатно использоваться в гражданской авиации.

Нашел вот что: ...Первоначально она называлась NAVSTAR (NAVigation Satellite providing Time And Range), т.е. “навигационная спутниковая система, обеспечивающая измерение времени и местоположения” (сейчас можно встретить двойное название: GPS-NAVSTAR). Основным назначением NAVSTAR была высокоточная навигация военных объектов. Непосредственная реализация программы началась в середине 1977 г. с запуском первого спутника. С 1983 г. система открыта для использования в гражданских целях, а с 1991 г. сняты ограничения на продажу GPS-оборудования в страны бывшего СССР.

http://loi.sscc.ru/gis/gps/chapter100.html

  • 1
Спасибо за толковый пост!

Добавлю: вообще истерия вокруг отключения наземных станций слежения и коррекции GPS в России проистекает, как водится, из незнания матчасти и стремления нашего народа поистерить на тему "ааа, мы все умрём" на ровном месте. К сожалению, это относится не только к обычным людям, но и к некоторым журналистам - вчера мне попалась на эту тему парочка таких шедевров, что хоть смейся, хоть плачь.

По сути. Сигналы GPS, по которым осуществляется навигация, передаются не наземными станциями, а спутниковой группировкой. Для пользователей GPS отключение наземных станций на какой-либо территории приведёт лишь к незначительному увеличению погрешности позиционирования. Всё.



Edited at 2014-05-15 06:14 am (UTC)

Насколько я понял, в гражданской авиации отключение данной наземки вообще ни к чему не приведет, т.к. там уточнения такие, что в обычной (не военной) GPS они уже входят в имеющуюся погрешность.

Именно. Среднеквадратичная погрешность GPS без использования дифференциальных поправок на сегодняшний день - 6-8 метров, ещё недавно она была 15 метров, и если она вернётся к этому значению, то это всё равно существенно меньше размера самолёта.

А приёмники GPS геодезического класса, обеспечивающие существенно более высокую точность, всё равно используют дифференциальные поправки не от наземных станций, а от реперного приёмника.

У меня вопрос остался общий - это отключение кому-то в РФ сделает хуже или нет? Мнения разные слышал.

Рядовым пользователям GPS, включая ГА - нет.

Возможно (точно утверждать не берусь, знаний не хватает) будут некоторые проблемы у геодезистов и других пользователей специализированных GPS-приёмников высокой точности.

Хоть и КП, но интервью по теме с замдиректора ГЛОНАСС.

http://m.kp.ru/daily/26230/3113370/

В целом - в общем, всё как я и написал.

Крайний абзац только (про точность позиционирования через сотовые БС)- явный ляп, но к GPS он отношения не имеет.

Прочитал последний абзац. Вообще-то там верно принцип работы описан. Это и есть A-GPS (assisted GPS), так называемый. Чтобы пока смартфон ищет спутники, хоть какую-то точку вашего местонахождения вывести на карту.

Там неверно указана точность позиционирования при определении местоположения по сотовым БС. Не A-GPS, а именно позиционирование по БС, без использования системы GPS - это разные вещи. Точность такого позиционирования в городе - десятки-сотни метров, за городом - сотни метров-единицы километров, т.к. расстояние от МС до БС определяется с шагом 400 м.

Про то, что с точностью в статье ошибка ровно на порядок – это факт. Позиционирование по БС – да, это скорее LBS (Location-based Service), а A-GPS её разновидность. Так, наверное корректнее.

Edited at 2014-05-15 06:20 pm (UTC)

Если интересно - вот моя небольшая статья про точность GPS: http://www.geocaching.su/phorum/read.php?1,181128,181128#msg-181128

В статье этот вопрос рассматривается, правда, применительно к геокэшингу, но общая суть от этого не меняется.

  • 1