Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
Про GPS в гражданской авиации
avro_live
map

Тут много вчера обсуждений было про GPS. Вот что штурманы говорят.

Приемники-датчики GPS, установленные на борту ВС, предназначены для коррекции счисленных бортовым навигационным комплексом (БНК/FMS) координат ВС. В случае появления значительного расхождения между счисленными координатами и полученными при помощи GPS, бортовым компьютером выдается предупреждение экипажу об ухудшении целостности данных о местоположении ВС. Экипаж, в зависимости от ситуации (знание местоположения ВС) может деактивировать бортовые датчики GPS, т.е. исключить их использование для коррекции координат ВС, и использовать только наземные навигационные средства или использовать инерциальную систему ВС автономно, т.е. без коррекции.

GPS на ВС Airbus и Boeing является вспомогательной, и по этой причине угроза безопасности отсутствует. В случае необнаружения или позднего обнаружения сбоя в работе GPS, и уклонения от линии заданного пути (маршрута/воздушной трассы) есть помощник в виде диспетчера ОВД, который осуществляет контроль движения ВС по маршруту, и который обязан информировать экипаж ВС о значительных (более ширины воздушной трассы) уклонениях.
______________________

Карта старенькая тут )

ПС. 2017 год - сделал в яндексе запрос: "GPS в гражданской авиации стал использоваться..." И попал первым же источником на собственный пост ) А хотел понять, когда GPS стал штатно использоваться в гражданской авиации.

Нашел вот что: ...Первоначально она называлась NAVSTAR (NAVigation Satellite providing Time And Range), т.е. “навигационная спутниковая система, обеспечивающая измерение времени и местоположения” (сейчас можно встретить двойное название: GPS-NAVSTAR). Основным назначением NAVSTAR была высокоточная навигация военных объектов. Непосредственная реализация программы началась в середине 1977 г. с запуском первого спутника. С 1983 г. система открыта для использования в гражданских целях, а с 1991 г. сняты ограничения на продажу GPS-оборудования в страны бывшего СССР.

http://loi.sscc.ru/gis/gps/chapter100.html

  • 1
Спасибо за толковый пост!

Добавлю: вообще истерия вокруг отключения наземных станций слежения и коррекции GPS в России проистекает, как водится, из незнания матчасти и стремления нашего народа поистерить на тему "ааа, мы все умрём" на ровном месте. К сожалению, это относится не только к обычным людям, но и к некоторым журналистам - вчера мне попалась на эту тему парочка таких шедевров, что хоть смейся, хоть плачь.

По сути. Сигналы GPS, по которым осуществляется навигация, передаются не наземными станциями, а спутниковой группировкой. Для пользователей GPS отключение наземных станций на какой-либо территории приведёт лишь к незначительному увеличению погрешности позиционирования. Всё.



Edited at 2014-05-15 06:14 am (UTC)

Насколько я понял, в гражданской авиации отключение данной наземки вообще ни к чему не приведет, т.к. там уточнения такие, что в обычной (не военной) GPS они уже входят в имеющуюся погрешность.

Именно. Среднеквадратичная погрешность GPS без использования дифференциальных поправок на сегодняшний день - 6-8 метров, ещё недавно она была 15 метров, и если она вернётся к этому значению, то это всё равно существенно меньше размера самолёта.

А приёмники GPS геодезического класса, обеспечивающие существенно более высокую точность, всё равно используют дифференциальные поправки не от наземных станций, а от реперного приёмника.

Поздравляю с допусками в Берлин и Базель! Как ты думаешь - откроете летом рейсы уже?

Не знаю ) летом уже все самолеты расписаны и давно.

Как и большинство обывателей тоже когда-то считал, что буржуйские самолёты летают чисто по GPS, но углубленное увлечение авиацией разрушает все дурацкие стереотипы :)
Похоже от отключения этих станций будет хуже только военному америкосовскому каналу с мегаточностью. Обязательно проверю в будущем на своём китайском телефоне изменения в точности (сейчас на балконе точность 6 метров кажет :)

Итоги проверки потом хочется узнать )

Уточню: прогнозируемую точность.

Это звучит примерно так: "Хозяин, я не знаю, насколько я ошибаюсь, но смею предположить с некоторой заданной вероятностью, что не более чем на 6 метров".

Обычно "некоторая заданная вероятность" берётся 0,95, но не все производители GPS-чипсетов придерживаются этого правила.

Наземные станции вряд ли сильно повлияют, но утверждения штурмана крайне неверны. Есть много мест в мире без радио локационного контроля и даже участки, где связь очень неустойчива. Ваше отклонение от трассы там просто никто не заметит и это может привести к проблемам.
Кроме того, назвать GPS вспомогательноцй системой - тоже в корне неправильно. Пока что это основная система, по которой идет коррекция. Самая точная. Очень много районов, где просто нет Воров и прочего.

Летали ведь и без всего этого. Есть бортовые инерциальные системы отсчета, которые применяются и до сих пор (во многих случаях – даже как основные).

а меня волнует вопрос - а в чем смысл вообще этой затеи? если ядерная бомба на 10 метров ошибется - это что-то изменит???

Смысл - США не дают России ранее согласованное разрешение на установку наземных станций ГЛОНАСС на их территории, ну и российские правители типа решили дать симметричный ответ.

В целом - "не играй в мои игрушки и не писай в мой горшок", только на глобально-политическом уровне.

Писанины то скока... Ответьте мне дремучему - чо он отключить хоть собрался? Американский спутник? Тогда вопрос - как? Ракетой? Станцию дифф коррекции? Тогда, какое она имеет отношение к навигации? Вот не вдупляю ни разу...

Так ты же сам постил вроде в FB ссылку на ЖЖ, где все описывалось, позавчера.

"Отменяют GPS в России" журналисты. Рогозин угрожает закрыть передачу данных с наземных станций в РФ. Что не критично для существования GPS в гражданской сфере,да и в военной не совсем критично вроде.

Так я и удивляюсь, ты вот штурманов пытаешь, Литвинова в зомбоящик затащили...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account