avro_live (avro_live) wrote,
avro_live
avro_live

Categories:

Толмачево и космос. История 37 ОСАЭ



Тут у нас в Толмачево скоро очередной юбилей. 75 лет военной смешанной авиаэскадрилье номер 37, она же 37 ОСАЭ.

Есть у меня один документ по ней. Говорят, что не секретный. Так что почитаем вместе.

В январе 1946 года на базе 15-го отдельного авиасанитарного звена (кстати, я про него ничего не слышал) и 49-го отдельного учебно-тренировочного запасного авиаполка ВВС СибВО начато формирование 37 ОСАЭ – отдельной смешанной авиационной эскадрильи. 23.02.1946 формирование закончено – дата стала днем части. Первый командир – старший лейтенант Муханов А.А.. Вскоре, в том же 1946 году его сменил гвардии майор Артемьев А.Н. – награжден, видимо, в военное время тремя орденами Красного знамени, орденом Красной звезды и многими медалями. Эскадрилья имеет базовые самолеты Ли-2.

Фото выше - Бориса Семенова. Ми-8, с большой вероятностью, из той самой эскадрильи.

1950 год – 37 ОСАЭ получает пять Як-12.

Во второй половине 1950-х (вероятно в 1958 году) матчасть включает самолеты Ил-14, Як-12 и вертолеты Ми-1.

Летом 1961 года эскадрилья получает самолеты МиГ-17. В это время также эксплуатируются самолеты Ли-2 (можно предположить, что они все 1950-е оставались в ОСАЭ), Ил-14, Ан-2 и вертолеты Ми-4.

01. МиГ-17, памятник на территории воинской части в Толмачево. Мое фото 2003 года, разошедшееся по интернету.



23 июля 1969 года 37 ОСАЭ вручено Красное знамя. Вручал командующий авиацией СибВО генерал-майор Куличев И.А.

1972 год – в ОСАЭ появляется Ан-24 (возможно, чуть раньше, так как в документе указано «опереход на новый штат» в привязке к дате и типам ВС. Также остаются Ил-14 и Ан-2. Добавляется Ми-8.

Вероятно, Ан-24 тут – это Ан-24Т, достаточно редкая модификация данного семейства. Строилась она в Иркутске в небольшом для СССР количестве - менее 200 штук. Как я понимаю, почти все Ан-24Т использовались в ВВС, для которых и были созданы.

«1967-1971 гг. Серийное производство на Иркутском машиностроительном заводе транспортных самолетов Ан-24Т» - из истории завода . Чуть больше можно прочитать
в иркутской энциклопедии.

02. Ан-24Т в Иркутске в 2005 году. Без пассажирской двери!



1977 год – появляется Ан-12 и Ан-26 (возможно, чуть раньше). Продолжают эксплуатироваться Ан-24 и Ми-8. Командир части в этот период – Ляш Алексей Филиппович.

03. Ан-12 в Толмачево, 2005 год.



Июль 1981 – получен самолет Ту-134. Судя по всему, это был салон для руководства СибВО. Штаб округа находился в Новосибирске с 1922 по 2010 год (в котором был округ расформирован).

04. Толмачевский Ту-134, 2004 год.



05. Он же в 2007-м на празднике 14 ВА.

Даже с подголовниками S7 в тот момент.



06. Складной трап.



А теперь интересно – с 1946 по 2001 год (год создания документа) 37 ОСАЭ освоила 15 типов ВС. Если посчитать все типы, которые названы выше, то их всего 12. Среди неизвестных на сегодня трех, скорее всего, также был Ан-14 «Пчелка». Какие еще два – не знаю.

Чем занималась ОСАЭ в разное время службы:

Перевозка членов правительства;
Бомбометание и пуски НАР;
Минирование местности; [как это делается в авиации и на чем?]
Поиск и спасание космонавтов и космических объектов;
Десантирование;
Обеспечение стрельб ЗРВ;
Демаркация Госграницы;
Ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
Оказание интернациональной помощи Республике Афганистан (1980-89).

Что было с 37 ОСАЭ после 2001 года, источников не видел. Думаю, что она существует и сейчас. Так что, с юбилеем!

05. Схема 2007 года на 70-летии 14 Воздушной армии. Там есть свой "терминал".


___________________________________________

Про космонавтов. Не знал, что был такой случай. Союз-18-1. Падали с высоты почти 200 км…

[После неудачного старта с Байконура 5 апреля 1975 года через 20 минут после взлета с перегрузками в полете выше 20 g (лицо с боольшими глазами)] …спускаемый аппарат приземлился к юго-западу от города Горно-Алтайск, в 829 километрах к северу от границы с Китаем, в Восточно-Казахстанской области на высоте 1200 м на заснеженный склон горы Теремок-3 (50°50′ с. ш. 83°25′ в. д.) и начал скатываться вниз. За 152 м до обрыва опасный спуск был прекращён благодаря парашюту, зацепившемуся за растительность.
Высадившись в снег при температуре −7 °C, космонавты надели спасательные комбинезоны. В. Лазарев, не имея достоверных сведений насчёт места их приземления и опасаясь, что они приземлились в Китае, следуя инструкции, сжёг документы, касающиеся некоторых экспериментов, которые были запланированы для выполнения на орбите.
…Космонавты были благополучно эвакуированы на вертолёте ВВС (пилот Салим Гареев) на следующий день после их обнаружения. Вики

Так вот – командиром экипажа вертолета был командир звена 37 ОСАЭ капитан Салимгореев Г.Л. Весь экипаж по итогам этой операции был награжден медалями «За боевые заслуги». Капитану Салимгорееву присвоили звание майора.

Поправить бы фамилию в википедии.

Вероятно, по следам этой истории в одной из песен Визбора (пишут, что 1981 года) появились такие строки:

Если даст отказ вторая —
Мы в Алтае иль в Китае.
Если третяя откажет —
Здравствуй, Тихий океан.

Сама песня тут.
История Союза-18-1 - тут.

___________________________________________

Возвращаясь на аэродром - есть пост про базировку перехватчиков Су-9 в Толмачево.

07. Еще из 2007 года. Транзитные борты.





Tags: 1946, 1972, 1975, 1981, 2001, 2007, Алтай, Ан-12, Ан-24, Ил-14, Иркутск, Ми-1, Ми-4, Ми-8, МиГ-15, МиГи, Новосибирск, Новосибирск военный, СибВО, Союз-18, Толмачево, Толмачево-истории, Ту-134, Як-12, авиаистория, авиапамятник, вертолеты, военное, космос, необычные споттинги, пилоты, салон, трап
Subscribe

Posts from This Journal “космос” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments