avro_live (avro_live) wrote,
avro_live
avro_live

Categories:

Довоенное Толмачево как "аэродром Обь"



Очередное приближение к истории главного аэропорта Сибири и города Оби. В продолжение начального поста по теме, который скорее приглашение к обсуждению.

Два момента из Госархива Новосибирской области. Смотри под катом.

1. Станция Обь в 1939 году. Документ "Паспорт вокзала станции Обь". На карте-схеме вверху она выделена кружочком справа внизу. Из документов:

Станция 3-го класса Томской железной дороги. Вокзал - одноэтажное кирпичное здание. Неподалеку, в том числе, есть пожарный сарай из дерева площадью 20 кв.метров. Главный населенный пункт станции - Толмачево (тут по ссылке история села). По переписи 1939 года население - 3971 человек. Основной вид занятий - земледелие и транспорт.

Что лично меня удивило в официальном документе НКПС - это запись в графе "Примечания" в пункте "Уборные наружные" (речь про вокзал станции). Запись выглядит вот так: "3/3 очка". Может и "не к столу", но слово в архивных бумагах интересное.

2. Из документа "Генеральный план, схемы и проекты участка объекта № 73, 1941". Этот объект - военный аэродром Толмачево.

На плане уже есть обе V-образные полосы - на карте-схеме они справа. На нем же уже есть обе железнодорожные ветки от станции Обь - основная вверх и потом от нее вниз влево. В 1941 году они именно так и выглядели.

На плане обозначен круг диаметром примерно 1200 метров с правой границей от перпендикулярной полосы. Назначение круга не прописано. Судя по всему, это летное поле аэродрома до строительства двух полос. 4 малиновых коротких отметки - это "якорные стоянки". Снизу против часовой у них проставлены номера 1-6, 7-12, 13-21, 22-30. Какие самолеты тогда могли быть на поле - можно узнать здесь.

Добавленная красная линия справа относительно круга - это территория летного поля, по краям которого как раз и расположены эти стоянки. Во всяком случае, на плане 1941 года (также указан "июнь", без даты") это выглядит именно так. Площадь летного поля 218 га.

Вокруг аэродрома много обозначений "болото". Справа, в нынешней Согре указано "болотистая низина реки Криводановки". Так и есть: "Криводановка (Власиха) — река в России, протекает в Новосибирской области. В нижнем течении носит название Криводановка, в верхнем — Власиха. Исток располагается на южной окраине города Обь. Большая часть реки забрана в мелиоративные коллекторы в урочище Толмачёвские Согры." Вики.

Чертежи сделаны "Военпроектом". На одном чертеже надпись в... прямоуголнике справа внизу, не помню как он называется - "Схема генерального плана аэродрома "Обь". Про такое название я раньше не слышал. В перепечатках документов 1943 года уже звучит "аэродром Толмачево".

Интересно, что среди исполнителей плана есть "инж. Толмачев".

В шапке плана 1941 года указана фамилия командующего ВВС СибВО Погребова.

______________________________________________

Это человек интересной судьбы, генерал-майор авиации:

В годы Гражданской войны служил в Первой Конной армии Буденного, начальником штаба
которой до конца января 1920 г. был его брат, Виктор Андреевич Погребов. За талант в
ведении боевых операций и личную храбрость Борис Андреевич был награжден орденом
Красного Знамени. С ноября 1919 г. командовал 2-й бригадой 6-й кавалерийской дивизии
начдива С.К. Тимошенко. Бригада успешно громила деникинские войска на Северном
Кавказе и на Украине, била поляков у Белой Церкви, под Житомиром, Бродами и Львовом.
Позднее, в 1921–1922 гг. кавалерийская бригада Погребова воевала с частями барона
Унгерна на Дальнем Востоке. В мирное время Погребов преподавал тактику конницы,
методику стрелковой подготовки. В начале 1930-х гг. Борис Андреевич по примеру многих
краскомов «пересел с коня на самолет». Успешно закончил авиационное отделение Военной
академии имени М.В. Фрунзе. По завершении учебы Погребов в течение трех лет возглавлял
штаб авиакорпуса, затем преподавал в Военно-воздушной академии имени Жуковского.
С декабря 1940 по июль 1941 гг. был командующим ВВС Сибирского военного округа.
С июля 1941 г. воевал на смоленском направлении в должности командующего ВВС 24-й
армии Резервного фронта, которым командовал С.М. Буденный. Участвовал в боях под
Москвой, командуя авиацией Западного фронта...
[Погиб летом 1942 года на реке Сал в боестолкновении с фашистами] (источник выше, в "судьбе").
______________________________________________

Добавлю, что на крупных планах Новосибирска издания 1935 и 1944 года указан Новосибирский авиазавод, а вот городской аэропорт - тотально не указан никак. На его месте в конце Красного проспекта просто пустое никак не обозначенное место.
Tags: 1939, 1940, 1941, 1943, ГАНО, НАПО/НАЗ, Новосибирск, Новосибирск военный, Новосибирск-Северный, Новосибирск-Северный-довоенное, СибВО, Толмачево-ЖД, Толмачево-истории, авиаистория, военное, самолеты, станция Обь
Subscribe

Posts from This Journal “Новосибирск военный” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Posts from This Journal “Новосибирск военный” Tag