avro_live (avro_live) wrote,
avro_live
avro_live

Category:

Инженер АТБ Толмачево про Ил-18



Из рассказа Владимира Куприяновича Мезенцева, выпускника самолето-строительного факультета НЭТИ 1972 года, инженера Авиационно-технической базы (АТБ) Толмачевского объединенного авиаотряда и авиакомпании «Сибирь» в 1970-2010-х годах. Идея была поговорить про Ил-18, с которыми Владимир Куприянович плотно работал в Толмачево, начиная с 1974 года. Но получилось немного шире. И тем интересней. В первой части - Ил-18. Конкорды, Ту-114, китайский Боинг 767 и другие гости и базовые машины будут во второй части.

Фото выше - из архива аэропорта Толмачево.

Сколько было базовых Ил-18 в Толмачево в Ваше время?

Я поступил на работу в АТБ Толмачево в 1974 году. Тогда в базовом парке, насколько помню, было девять Ил-18. Все они были пассажирские. Также в работе у нас было порядка двадцати Ту-104. Позже несколько Ил-18 были переоборудованы в грузовой вариант. Их было немного, порядка трех машин.

01. Ил-18 и его багажники.



Где проходила эта конвертация?

Переоборудовали Ил-18 в грузовой вариант у нас в ангаре – снимали кресла, усиливали полы, ставили швартовочные приспособления. Загрузка производилась через обычные пассажирские двери, то есть такой самолет был предназначен для перевозки малогабаритных грузов. Это, конечно, заметно ограничивало его возможности. Думаю, что это была одна из причин того, что они использовались относительно недолго по тем временам – меньше 10 лет. В 1983 году в парке Толмачево впервые появились грузовые Ан-26. А в 1985 году все Ил-18 у нас были списаны [после завершения полетов Ил-18 на линии Новокузнецк – Москва и начала полетов на этом маршруте Ту-154].

Как менялось количество Ил-18 в парке авиаотряда?

В то время всем рулил единый Аэрофлот, точнее Министерство гражданской авиации. Самолеты распределялись и перераспределялись между авиаотрядами по производственной необходимости. Так, помню, один самолет мы получили из Риги – старшим по приемке был Марус И.Я., будущий главный инженер АТБ в Толмачево. Мне также пришлось быть старшим по приемке одного Ил-18 в Архангельске. Передача самолета прежними эксплуатантами выполнялись очень неохотно и под разными предлогами затягивались. Должен сказать, что на этих бортах мы на реальных примерах увидели, что такое настоящая коррозия планера. Они попали к нам после эксплуатации в приморских зонах, где совсем другой климат и влажность воздуха. Это создало у нас четкое убеждение, что наши самолета содержались в гораздо более лучшем состоянии. Следует сказать, что эти полученные из других авиапредприятий самолеты вскоре уходили в капремонт и далее они были у нас уже в полном порядке.
В конце 1970-х годов наступало время завершения эксплуатации Ил-18. Самолеты списывались [и Ту-104 тоже]. К этому моменту у нас уже активно эксплуатировались Ту-154. Указаний и технологий по разделке воздушных судов на металлолом у нас не было. Практики разделки таких мощных лайнеров ранее тоже не было.

Добавлено, комментарий Олега Черникова: "Самые проблемные Ил-18 были в Латвийском и Армянском управлениях. По причине работы с нагрузками большими, чем в остальных авиапредприятиях. В отличие от общесоюзной компоновки в 89 мест, в салонах этих было 110 мест. Примерно с десяток 110-местных Ил-18 работали в Москве и штук 5 в Ленинграде. Все эти самолеты списали в первую очередь, в 1977-1979 гг. Памятники в Шереметьево 75554 и в Ставрополе 75767 из числа 110-местных".

02. Разделка Ил-18 в Кольцово. Фото из интернета. Как и большинство фото ниже.



В итоге эту проблему пробовали решать разными способами, подбирая наиболее эффективные. Разбирали что можно было разобрать, резали сваркой, разбивали драглайном – это крупный экскаватор, который с помощью большого металлического клина разбивает, например, мерзлую землю на стройке. Всем на удивление, крыло Ил-18 оказалось очень прочным. Чтобы его разрушить, пришлось затратить много сил и времени. Техника не стоит на месте, не так давно простыми бензиновыми болгарками данная проблема по разделке на металлолом Ту-154 и даже гиганта Ил-86 была решена, на удивление, просто.
Двигатели с Ил-18 АИ-20К и АИ-20М были сняты, упакованы, установлены на самодельные подставки и погружены непосредственно на территории аэропорта Толмачево на жд-платформы. Ушли они, предполагаю, на Внуковский завод гражданской авиации №400. В то время на нем выполнялся капремонт данных моторов (так уважительно называли двигатели работники самого завода, с которыми мы регулярно контактировали).

03. Погрузка ящиков с фруктами в Узбекистане (Андижан).



Возили ли массово на базовых рейсах фрукты и овощи?

Для перевозки фруктов из южных районов страны на север в основном использовали грузовые самолеты Ан-12 других авиапредприятий. У нас в Толмачево своих Ан-12 не было. Таких пролетных «фруктовых» рейсов было очень много. Обычно скоропорт шел осенью. Чтобы фрукты возили на наших Ил-18, я не помню. Иногда за быстрое обслуживание на транзите сопровождающие таких грузов могли угостить смену, скажем, ящиком винограда.

Куда летали толмачевские Ил-18 в 1970-80-х?

Был у нас базовый ежедневный рейс 115/116 Москва – Новосибирск – Улан-Удэ. Когда Ил-18 работал на этой линии, была практика передачи дефектов с воздуха: экипаж еще до посадки сообщал информацию о неисправностях. Подключались инженерные и обеспечивающие силы АТБ, принимались меры по устранению замечаний за время стоянки самолета или решение об его оперативной замене. Часто этот ежедневный рейс нас озадачивал. Если надо менять самолет, то резервный борт был не всегда. И это приводило к задержке. После Ил-18 этот рейс продолжал выполняться на Ту-154, с такими же ситуациями.
Ил-18 летали, в основном, на дальних маршрутах. Из Новосибирска в Магадан, Краснодар, Минводы, Львов... Много лет выполнялся наш базовый рейс во Львов. По разным дням недели в его расписании были промежуточные посадки в разных украинских городах: в Днепропетровске, Донецке, Ворошиловграде, Кривом Роге. Как-то я и сам летал во Львов, когда мы ездили по турпутевке в Чехословакию.

04. Ил-18 в Краснодаре.



Часто самолет, выходящий с периодического техобслуживания, требовался для выполнения ночного рейса в Магадан. Я тогда работал инженером смены в этом цехе АТБ (цех №2). Самолет выкатывали на гонку двигателей после дневной смены, как правило, в районе девяти вечера и работали, пока самолет не был готов к рейсу. А магаданский вылет был в 23.30. На Ил-18 четыре двигателя – обязательно проявлялись какие-то дефекты, то течь масла, то негерметичность высотной системы, то параметры… Часто бывало - заканчиваешь гонку двигателей, а к самолету потихоньку уже подтягиваются службы аэропорта и первой подъезжает «каша» - машина с бортпитанием. Только винты встанут – она уже тут. Докладываю, что все нормально и самолет уже готовят, а сам иду сдавать карту-наряд.

Через Львов в Чехословакию – это как было?

Была тургруппа из Новосибирска, в том числе люди из области, и несколько человек из Толмачево, включая меня. Основная группа поехала поездом до границы и дальше, а мы чуть позже - самолетом до Львова, чтобы время сэкономить. Там мы их дождались и присоединились. А может это было уже на приграничной станции Чоп. И обратно также, домой с Украины на самолете.
Еще был момент - во Львове мы оставили один двигатель. В 1990-м году в наш Ту-154 попала молния, поврежденный двигатель сняли. В ремонт из Львова двигатель отправить не получилось. Хотели его продать как ремфонд, но и это оказалось затруднительным. Тогда как раз начались проблемы в отношениях с Украиной. Так и не смогли вернуть.

Конец первой части.

Еще несколько фото по теме.

05. Компоновка Ил-18 из книги 1968 года.



06. Домодедово в цвете



07. Из детства помню этот вид из двери на лопасти. Мощно смотрелось.



08. Интересный кадр. russianplanes сообщает, что это самый первый Ил-18 Толмачевского отряда (с 1967 года), в 1979 году переделанный в грузовую версию Ил-18ГР. Снимок сделан в Анапе. Судя по совсем новому зданию аэровокзала - в конце 1970-х.



09. Ангар Толмачево летом 1982 года.



10. Такой модели в Новосибирске не было. Но просто для понимания, что так тоже было. "Ил-18ГрМ - Грузовой модифицированный. Отличается наличием большой грузовой двери в левом борту, напольной механизацией (компоновки «41» и «42А»). Разработан в 1978 году. В 1990—1996 годах переоборудовано несколько самолётов Ил-18Д".



11. Гражданский Ил-18 из ГДР в Толмачево. Фото Бориса Семенова. Как пример, что летало тут много всего в советское время.



12. Просто красивое руление.



Tags: 1967, 1974, 1979, 1982, 1983, 1985, Ан-26, Анапа, Архангельск, Внуково, Германия, Ил-18, Краснодар, Кузбасс, Латвия, Магадан, Новокузнецк, Новосибирск, Толмачево-истории, Ту-154, Украина, Улан-Удэ, авиаистория, ангар, грузы, инженер Мезенцев, техобслуживание, туризм, фото
Subscribe

Posts from This Journal “1985” Tag

  • Ил-86 на Сахалине

    Пост про первые и регулярные полеты Ил-86 из Москвы на Сахалин. Историю авиасообщения с островом я уже рассказывал, но там пока закончилось на…

  • Грозный: авиация времен СССР

    В зимнем расписании продолжается выполнение еженедельных рейсов S7 Новосибирск - Грозный. Когда летом смотрел историю авиации Грозного, нашел…

  • Владивосток: гражданская авиация времен Хрущева

    В интересах изучения начала самолетных времен Южного Сахалина и Новосибирска (см. теги Новосибирск-Северный, Толмачево-истории и другие) решил…

  • Авиационный Стрежевой. Из истории

    Когда-то в городе Стрежевой Томской области (самый север, рядом с Нижневартовском) работали базовые Як-42. Это вторая половина 1990-х. Интересная…

  • Старые фото Новосибирска-Северного

    Попались фотографии городского аэропорта Новосибирска, которые раньше не видел. Собирает их в группе Новосибирского авиапредприятия в…

  • Машинист о жд-ветке ЗСЖД Кокошино - Пихтовка 1980-90-х

    В июле рассказывал про станцию Кокошино на Транссибе, ЗСЖД. Теперь обещанный рассказ машиниста, работавшего, в том числе на ответвлении в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments