avro_live (avro_live) wrote,
avro_live
avro_live

Categories:

В поисках самолетов 1940-х, Новосибирская область



В сентябре для поездки в область выбрали с Максимом macusima город Тогучин, райцентр в строну Кузбасса. Собрались с утра и поехали.

Фото выше - въезд в Дергоусово.

К поездке толком не готовились, новое место было в части истории и интересов. Авиации там вроде как нет и не было, потому что жд-ветка. Хотели просто посмотреть места плюс зайти в музей. Но по пути... Макс рассказал, что он все-таки что-то почитал про местность. И что кроме того, что где-то под Тогучином в советское время были целые поля конопли, из которой делали пеньку и морские канаты, есть еще одна интересная тема. Что по пути в Тогучин есть село, где вроде как пропали во время войны несколько самолетов. Это было уже интересно. И мы поехали в село Дергоусово. В итоге до музея в Тогучине мы так и не доехали. Хотя тут всего-то 130 километров. Потому что столько всего узнали...

01. Заехали по дороге посмотреть на тот самый "Вектор", где делают вакцины.



02. На въезде в Дергоусово стоит магазин. Там продаются, например, лопаты с клеймом на русском языке "Сделано из рельс". Мощно.



03. Теплая советская табличка.



В магазине мы спросили, где школа. Потому что была идея начать розыски со школьного учителя истории. Предположили, что историк про местные самолеты что-то должен знать.

04. В школе оказались невовремя, т.к. было время обеда и учителя были заняты. С историком встретились, объяснили свой интерес, нам пообещали прислать историю про самолеты в электронном виде. Они этой историей точно занимались. Добавлено: Общение со школой налаживается.

Одноэтажная, с пристройкой-спортзалом.



05. По соседству со школой стоял Дом культуры. Там же библиотека. Нам туда.



Выяснилось, что у библиотеки перерыв с 12 до 14 часов. Не попадаем. Обратились с работникам ДК. И вот тут уже закрутилось.

Нас пригласили в кабинет (метров 30 в квадратах). Доставили папки. Нашлись даже старые фотографии. Знают в Дергоусово эту историю, практически все, кого мы встретили.

06. Фото из альбома в ДК



Спросили, кто тут на фото. Среди взрослых - учительница 1960-х. "Вы можете к ней заехать, она на Заречной улице живет. А напротив нее живет наш ветеран 90 с лишним лет, у него тоже можете спросить".

Отлично! Мы поблагодарили гостеприимных работников ДК и поехали на Заречную.

07. Инсталляция у ДК. Напомнило Украину с Белоруссией. Происхождение идеи не спросили.



08. Река в селе - Чем.



Нашли дом, познакомились, там уже нас ждали. Учительницу зовут Людмила Федоровна. Записали ее короткий, но интересный рассказ. Какие местные легенды по теме существуют. Фото вот только не сделали.

Обогатившись новыми знаниями и поняв примерно картину (подтвердилось, что более-менее известно про три погибших самолета в разных местах относительно неподалеку и все это было во время Великой Отечественной) мы двинулись к местному старожилу через дорогу.

Там разговорились побольше, т.к. Егор Васильевич в 1940-х учился в школе и был свидетелем падения одного из самолетов. Учился он в селе Желтоногино. Сейчас там никто уже не живет.

10. Карта района из книги 1950-х.



Отметим железную дорогу, вдоль которой часто в старые времена самолеты и летали.

11. Из рассказа Егора Васильевича



- Самолет летел днем в сильный буран со снегом, упал недалеко от села, при падении носом сбил дерево. Летчиков было двое, они остались живы и их быстро на телеге увезли в Тогучин. На ногах вроде как стояли сами. Самолет был с двумя крыльями.

Это можно брать за какую-то основу. Потому что другие источники говорили про ленд-лиз и американские самолеты на перегоне. Ленд-лиз, безусловно был, трассы перегона как раз примерно тут и шли.

12. Вот здесь есть пример маршрута перегона



Но это более поздние времена, а самолеты под Дергоусово, судя по всему, летели раньше.

Дальше нам дали контакты бабушки из медработников, Зинаиды Васильевны, которая видела еще одно место падения. Побывали и у нее, посидели вместе на крылечке у дома. Послушали про школьников 1945-го года.

13. Много что помнит. Как бегали ватагой смотреть на самолет по зарубкам на деревьях за несколько километров в лесу-тайге.



Взяли у Зинаиды Васильевны еще один контакт, пока не использовали.

Памятник погибшим летчикам на кладбище в Дергоусово обновлен в этом году. Скоро планируют мероприятие по его открытию.

Поиски продолжаются. Если о двух местах падения мы слышали четко и от очевидцев, кто там бывал, то по третьему самолету пока разобрались недостаточно. Будем искать дальше. Говорят, что следы есть в ЦАМО.

Какие-то известные или предположительные детали можно найти в интернете по сочетанию "Дергоусово самолеты".

14. Про само село. Жителей более 300. Работа в основном бюджетная - школа, почта, ДК и т.п. Также торговля. Что-то делают фермеры. Вахта в Новосибирске. Почту привозят из Тогучина три раза в неделю. Мы как раз попали на привоз.



Тогучин оставили на будущее.

Из других областных поездок:

Кокошино, неожиданная встреча с машинистом железной дороги в Пихтовку.

Сузун, местный транспорт.

Барабинск, рассказ местного пилота Ан-2.

И т.д. по тегу НСО (Новосибирская область)
Tags: 1941, Алсиб, Дергоусово, Красноярск, НСО, Новосибирск военный, Россия - разные места, Тогучин, ветераны ГА и ВОВ, карты, пилоты, почта
Subscribe

Posts from This Journal “НСО” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment