avro_live (avro_live) wrote,
avro_live
avro_live

Category:

КВС Ту-104: «Хорошо, что самолёт сохранили»



Богата авиационная история Новосибирска и Новосибирской области. Кроме хорошо известного Толмачево можно вспомнить городской аэропорт, авиазавод им. Чкалова, аэроклуб, запасные авиаполки военных лет, учебные МиГ-15 в Бердске и Коченево (фото пока не найдены), Летный учебный центр ГУГВФ ( (ЛУТЦ) , СибНИА со стендами для Ту-144 и советского Лунного модуля, центр легкой авиации в Мочище и другие замечательные места и истории. В городе и области установлены десятки памятников авиационной технике. Сегодня - об одном из них. Это легендарный для Толмачевского авиаотряда лайнер Ту-104 в Бердске, менее чем в 40 км от Новосибирска. В июне 1978 года он перелетел сюда из Толмачево и вот уже 40 с лишним лет служит наглядным примером «золотых лет» советской гражданской авиации.

Выше фото посадки самолета в Бердске - от ветеранов юношеской планерной школы.

(текст из газеты S7 2018 года с добавлениями 2020)

Символ эпохи

Ту-104 был ярким самолетом. Он первым открыл новые скорости и высоты для пассажиров, привыкших к тихоходным Ил-14. На Ту-104 советская делегация летала в США на Генассамблею ООН (сентябрь 1957-го), а маршал Жуков - в Индию (январь 1957-го). Лайнер постоянно фигурировал в прессе, на кино- и телеэкранах. От летавших в одни годы с ним турбовинтовых Ил-18, Ан-10 и Ту-114 он отличался главным - он был реактивным, то есть передовым. Он же стал первым базовым самолетом в Толмачево, откуда позже вышла авиакомпания «Сибирь». В Новосибирске базировалось около 30 Ту-104 - достаточно крупный флот по меркам 1960-70-х.

01. СССР-42382 на одном из старых снимков. Уже не помню, где он мне попался.



…После массового внедрения Ту-154 в 1970-х на уровне Министерства гражданской авиации (МГА) СССР было принято решение о списании Ту-104. К концу 1970-х годов пассажирские перевозки на этом лайнере были завершены. Часть самолетов была установлена в качестве памятников. Новосибирские машины заняли почетные места в аэропорту Внуково (к 20-летию с первого регулярного рейса в 1976 году), на авиазаводе в Казани, производившем Ту-104 (один из трех заводов), в парке культуры и отдыха «Березовая роща» в Новосибирске, в Барнауле, Томске и в самом крупном городе Новосибирской области после самого Новосибирска - Бердске. (Были планы поставить еще один самолет на кольце у Толмачево, но им не суждено было сбыться).

02. Классическая советская открытка с Ту-104 в Березовой роще.



Бердск и планеры

Авиация появилась в Бердске еще до войны (местная история начального авиапериода еще ждет своего описания). В мае 1941 года из Толмачево в Бердск была переведена Новосибирская военная авиационная школа пилотов, переименованная позднее в школу Авиации дальнего действия (АДД). Существовала школа до 1946 года. После войны здесь базировались учебные самолеты Сибирского (Сталинградского) военного летного училища, в т.ч. реактивные МиГ-15. Затем был открыт Новосибирский учебный авиационный центр (НУАЦ) ДОСААФ, который в интересах ВВС готовил пилотов на вертолеты Ми-1 и Ми-2 (это было вместо службы в армии: один из коротких роликов из НУАЦ - 1980 год ).

Параллельно в Бердске работал планерный клуб от авиазавода им.Чкалова, но в середине 1970-х, после случайно сгоревшего самолета Як-12 (пилот остался цел), завод в лице заводского комитета ДОСААФ от планеров отказался. Планеров не стало. Остались в Бердске одни вертолеты (на тот момент Ми-1; они там базировались, как я понимаю, с середины 1960-х годов).

03. Ми-1, фото из "органа" Бердского горкома КПСС и горсовета народных депутатов "Ленинский путь", 1970-е годы.



И вот тут появился человек, который позже «привел» Ту-104 в Бердск. Это был выпускник МАИ, научный сотрудник одного из НИИ Академгородка ( ИТПМ ) Валерий Рыцарев.
Страсть к планерам появилась у него еще во время учебы в МАИ. В НИИ Валерий Михайлович занимался аэродинамикой и руководил комитетом ДОСААФ института. Чтобы возобновить полеты в Новосибирске, им было предложено проводить аэродинамические эксперименты не в аэродинамической трубе, в реальном полете, для чего на двухместном планере «Бланик» была сделана соответствующая доработка. И на общественных началах, под эгидой комитета ДОСААФ дело пошло.

04. Валерий Михайлович Рыцарев



В дополнение к работе со взрослыми планеристами в 1976 году была создана Юношеская планерная школа (ЮПШ). Теорию преподавали в самом НИИ на ул. Терешковой, 18. Одним из выпускников ЮПШ был, например, нынешний гендиректор СибНИА, летчик-испытатель Владимир Барсук, до сих пор вспоминающий, как услышал там про закон Бернулли. (В настоящее время Барсук создал новую ЮПШ на базе СибНИА).

05. Планер БРО-11 в ЮПШ. Бердск, 1978. Фото из архива Игоря Зенина.



…Газеты в те годы регулярно писали, как очередной Ту-104 поставлен на постамент в таком-то городе. Бердск конечно не был Казанью или Барнаулом. Но здесь на летном поле работал Рыцарев. Идея получить для своих школьников (через ЮПШ прошло более 300 человек) настоящий огромный лайнер овладела им не на шутку. Учебные классы в настоящем самолете!

Председателем ЦК ДОСААФ в тот момент был знаменитый новосибирский летчик Александр Покрышкин. ДОСААФ был «За». Чтобы получить «добро» от МГА Валерий Михайлович ездил на Ленинградский проспект в Москву. По слухам, даже был на приеме у министра. Министерство дало добро.

06. Здание ЗСУ ГА в 2009 году, а так с 1930-х по сегодняшний день. Фото с интернета.



Западно-Сибирское управление гражданской авиации (ЗСУ ГА), которому подчинялась вся гражданская инфраструктура региона, включая самолеты, и которым руководил в те годы выпускник Новосибирского аэроклуба Г.А. Сарафанкин, провело необходимую работу Ту-104 по подготовке к достаточно сложной посадке крупного лайнера на грунтовый аэродром.

Перелет и самолет СССР-42382

Утром 27 июня 1978 года из Толмачево вылетел очередной Ту-104. Это был короткий полет. Заход со стороны Обского моря, круг над аэродромом Бердск-Центральный, успешная посадка на подготовленную грунтовую полосу со штатным использованием тормозных парашютов. Экипаж был выбран при участии командира Летного отряда Ту-104 Н.И. Савенкова и начальника Летно-штурманского отдела ЗСУ ГА С.А. Германа. Судя по сохранившемуся отчету, командиром в том бердском рейсе был Николай Иванович Букетов, в 1970-х возглавлявший Совет командиров Толмачевского авиаотряда.

07. Тот отчет



Правое сидение занимал ветеран эксплуатации Ту-104 в Новосибирске Алексей Алексеевич Шишкин (см. фото и текст ниже). В экипаже были также штурман Н.Ф. Тихонов и бортмеханик Н.Н. Аксененко. Посадка в Бердске была заснята на кинокамеру - эта запись сегодня доступна в youtube. Например, здесь, с 0.42 по 1.00.

08. Историческое фото после посадки



09. Справа - Шишкин.



Была заметка об этом событии в местной газете.

Самолет с номером СССР-42382 был выпущен в Харькове в 1958 году. Основное время работал во Внуковском и Ленинградском авиаотрядах. В Толмачево в качестве базового он поступил только в 1977-м году, на исходе своей летной карьеры. Дважды лайнер можно увидеть в советских кинофильмах «Абитуриентка» и «Коротко лето в горах». В аэроклубе он использовался как учебный класс и место хранения парашютов. А сейчас это исторический экспонат. Всего в России осталось 10 Ту-104.

10. Массовая парашютная подготовка появились в аэроклубе уже после планеров и прибытия Ту-104.



Реставрация 2010-х

Благодаря тому, что аэроклуб всегда был под охраной, самолет за 40 лет сохранился достаточно в хорошем состоянии (хотя ветераны, при которых Ту-104 садился здесь 42 года назад - иного мнения). Иногда тут проводят экскурсии «для своих». В 2009 году на такую экскурсию попала научный сотрудник Института математики СО РАН Мария Карманова. Судя по всему, во время того посещения что-то произошло. Потому что вот уже более 10 лет Мария и, с ее легкой руки, новосибирские энтузиасты-авиаторы восстанавливают кабину и пассажирский салон «ветерана». Эта работа уже стала предметом публикаций в СМИ и телесюжетов, в том числе на федеральных каналах. Благодаря новому поколению любителей авиации Ту-104 обретает новую жизнь.

11. Фото Марии Кармановой, 2017 год.



Блог 42382 в ВК , в instagram , текст в «АТО» 2018 года (правда, тут платный доступ к материалу) .
______________________________________

Текст от лица командира Ту-104:

«Был холост и решился»

Рассказ командира Ту-104 Алексея Алексеевича ШИШКИНА, записанный в начале 2000-х в городе Оби:

12. Фото из советской книги по истории ЗСУ ГА начала 1980-х.



- Родился я в 1924 году в Ишиме Тюменской области. В марте 1941 года поступил в 91 учебную эскадрилью ГВФ в Абакане (про эту АЭ есть рассказ в газете - аэропорта Абакана, номер 1, 2017 . Стал пилотом По-2. Отправили нас дальше учиться в Бердск, где базировалась Новосибирская военная авиашкола (НВАШ, фотографий с нее очень мало - Глеб). Она знаменита 35-ю Героями Советского Союза. …Курсантов было много. Летали на учебных УТИ-4 (версия И-16), Р-5, СБ. Закончил программу в 1943 году и был оставлен пилотом-инструктором.

В 1946-м после закрытия школы вернулся в Ишим. Там узнал, что в Омске открылся аэроклуб и в 1947 году устроился туда на По-2. Много летал по санзаданиям. Переучился на Ли-2 в Минске. Потом на Ил-12, после чего попал в Новосибирский авиаотряд [аэропорт "Северный"]. Тут как раз стали говорить про новые Ту-104 в Толмачево. Некоторые наши пилоты идти на него побаивались, так как были очень непривычные высоты и скорости. Я был холост и решился.

В 1956 году прошли переучивание во Внуково. Было всего два экипажа в Толмачево – Купало, который стал командиром отряда Ту-104, и Помелова, будущего Героя Соцтруда. Оба во время войны летали в дальней авиации. Я у Помелова стал вторым пилотом. Через 7-8 месяцев ввели командиром. На Ту-104 летал больше 20 лет. Был инструктором, ввел много командиров. За освоение реактивной техники награжден орденом Ленина. За 40 лет летной работы ни одно царапины! Хотя летали мы почти каждый день (общий налет у Алексея Алексеевича составил более 20000 часов).

В 1978 году возникла идея перегнать Ту-104, который шел под списание, в аэроклуб в Бердск. Начальство поставило меня в экипаж. Ранее мы с Николаем Букетовым уже перегоняли Ту-104 в Казань, где он также стал памятником. Сам Бердский аэродром мне знаком с юности. Начальник аэроклуба дал двухместный Як – поле посмотреть. Мы облетали аэродром, составили кроки. Определили направление. На земле были выложены посадочные знаки. Опыт посадок Ту-104 на грунт у нас в авиаотряде уже был. В Толмачево взяли минимальную заправку, сели с минимальной скоростью. Все благополучно. Встретили нас с душой. …Хорошо, что самолет сохранили.

Добавлю еще артефакт: про Шишкиных в конце 1970-х был снят документальный фильм:


______________________________________

ПС. Благодарю за помощь в подготовке материала выпускника ЮПШ Сергея Александровича Пискунова и Марию Карманову.

Выше были представлены основные вехи истории самолета-памятника. А если смотреть глубже, тот тут можно изучать историю НВАШ, НУАЦ, ЮПШ и всю планерную ветку Бердска, развитие АТСК и АСК, как пытались создать авиамузей и какие еще воздушные суда в нем были. Кроме того, планеристы, вышедшие из 1970-х, планируют и дальше популяризировать биографию собравшего их на аэродроме Валерия Михайловича Рыцарева.
Tags: 1924, 1941, 1946, 1947, 1956, 1976, 1977, 1978, 2009, Абакан, Барнаул, Бердск, Внуково, И-16, Ил-12, КВС Помелов, КВС Шишкин, Казань, Ми-1, Ми-2, МиГ-15, НАПО/НАЗ, НВАШ, НСО, НУАЦ ДОСААФ, Новосибирск, Новосибирск военный, Новосибирск-Северный, Новосибирский аэроклуб, Омск, По-2, Р-5, Рыцарев, СМИ, СибНИА, Толмачево, Толмачево-истории, Ту-104, Як-12, авиаистория, авиапамятник, аэродром, вертолеты, ветераны ГА и ВОВ, видео, пилоты, планеры
Subscribe

Posts from This Journal “Бердск” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments