avro_live (avro_live) wrote,
avro_live
avro_live

Category:

"Стремление к полетам" - Купало про послевоенное развитие ГА



В продолжение предыдущего поста о летчике Викторе Марковиче Купало. Вторая часть - про его работу в Новосибирском аэропорту после войны и в период становления реактивной гражданской авиации в Толмачево. Из интервью начала 2000-х.

— Что представлял собой Новосибирский городской аэропорт после войны?
— Во время войны через Новосибирск перегонялись с Аляски ленд-лизовские самолеты. В мирное время аэропорт приступил к выполнению своей главной задачи — перевозкам пассажиров, грузов и почты. Я прибыл в 114 летный отряд в 1946 году, начал летать на Ли-2, затем на С-47. Тогда у нас еще базировались трофейные «Юнкерс-52», но я на них не летал. [Про новосибирские Ю-52 рассказано тут ]

Фото выше - советское Толмачево.

01.— Как проходило освоение Ил-12 и Ил-14?
— Будучи внештатным пилотом-инструктором ГУ ГВФ я работал членом комиссии ГУ ГВФ по обмену пилотских свидетельств. Был направлен в летный учебный центр, где в 1949 году прошел освоение Ил-12. В 1950 году был организован 56 летный отряд на Ил-12. Я был назначен его командиром. Мы обслуживали рейсы в Москву, Хабаровск, Ташкент, Алма-Ату, Якутск, Сочи и по другим трассам. Во Владивосток полеты тогда выполнялись через Харбин. Были полеты в Заполярье на поиск экипажей, совершивших вынужденную посадку в условиях полярной ночи.

01. Ил-12



Полеты на Ил-14 освоил в 1953 году. По всему комплексу оборудования он был выше классом своих предшественников. Это был лучший поршневой самолет того времени, даже по международным оценкам.
За высокие показатели производительности полетов, полеты в сложных метеоусловиях, обеспечение безопасности полетов, обучение и тренировку личного состава в 1947 году я был удостоен звания Лучшего летчика ЗСУ ГВФ.

— Встречались ли Вы с пилотами гражданских Ил-28, которые летали в Новосибирск уже в 1953 году?

— С экипажами реактивных Ил-28 приходилось встречаться неоднократно. Эти полеты были почтовыми, но они говорили о многом, о быстром развитии авиации, о скором освоении новой техники. Разговоров было много. Больше всего делились информацией о безопасности полетов и их выполнении в сложных метеоусловиях.

02. Аэрофлотовские Ил-28. Были они и на базировке в Толмачево в качестве зондировщиков атмосферы.



— Какой была реакция на новые Ту-104?

— В 1956 году Ту-104 уже активно летал, в том числе с пассажирами. Реакция была одна: «Полный вперед!» Новосибирский городской аэропорт по размерам и невозможности удлинения полосы не подходил, и посему путь был один — Толмачево.
В Толмачево, по решению правительства, строился новый аэропорт на базе аэродрома ВВС. Была построена новая ВПП 2500х60 м, здание аэропорта, позднее — аэровокзал, ангар и ряд служебных помещений (гаражи, пожарная и т.п.), учебно-тренировочный отряд. Я был восхищен темпами строительства.

— Где и как Вы вводились в строй на Ту-104?

— Теоретическую подготовку и тренировку на самолете Ту-104 я прошел в летном центре. Когда было намечено время полетов на Москву, из Внуково прибыл пилот-инструктор т. Орловец, который выполнил контрольные полеты с экипажем, сформированным для первого и последующего рейсов на Москву. Состав экипажа: командир корабля Купало, второй пилот Норкин, штурман Чекмасов, бортмеханик Янченко и бортрадист Чернов. В этом составе мы и выполнили первый рейс 020 Новосибирск — Москва и обратно 12 июля 1957 года.

— Как проходил первый рейс?

— Подготовка к полету осуществлялась нормально, в соответствии с требованиями НПП ГА. Она была тщательной как у экипажа, так и у всех служб аэропорта. Тренировочных полетов не было, так как в основном это был полет по знакомой много лет трассе Новосибирск — Москва.
Рейс проходил без каких-либо трудностей и отклонений, машина была пятидесятиместная, СССР-Л5419. На борту все кресла были заняты пассажирами, чувствовали они себя отлично. Наш рейс провожали и встречали с чувством глубокого торжества за общую работу по внедрению принципиально новой авиатехники.

03. Ту-104 имел тормозные парашюты.



— Поддерживали ли контакты с первыми отрядами Ту-104 во Внуково и Иркутске?

— Через методические центры всех летных отрядов шел непрерывный обмен опытом летной работы на самолетах Ту-104. Проводились встречи летно-командного состава, командиров кораблей, в целом экипажей. Проводились методические конференции, совещания, сборы. Главный вопрос — обеспечение безопасности полетов с помощью качественной летной подготовки для полетов в сложной метеообстановке и в аварийных ситуациях.

— Каким было максимальное число Ту-104 и штат летного отряда?

— К концу 1959 года в Толмачево базировалось максимальное количество самолетов. Их было примерно 25 штук, в основном стоместные Ту-104Б. В 204-м отряде было пять эскадрилий. В каждой эскадрилии было 6-9 экипажей. Число пилотов (командиров кораблей и вторых пилотов) доходило до 100 человек. Остальных членов экипажа — в соответствующем количестве.

— За счет чего в Толмачево удавалось добиваться больших налетов?

— За весь период эксплуатации Ту-104 в Толмачево мы имели самый высокий в МГА СССР показатель налета на списочный самолет, а также по производительности, безопасности и высокой регулярности полетов. Все это было достигнуто благодаря высокой организации летной работы в отряде, подготовки экипажей для полетов в сложных погодных условиях, и освоении большого количества трасс, на которых летали наши экипажи.
Ежедневно мы выполняли пять рейсов в Москву, по одному Ленинград — Владивосток и Одесса — Владивосток, Симферополь через Киев, в Хабаровск.

— Ваше личное отношение к самолету Ту-104?

— Для меня лично самолет Ту-104 — одна из самых главных страниц в освоении самолетов за весь период моего нахождения в авиации. Это был первый реактивный пассажирский самолет. Произошел резкий качественный скачок: большая высота и скорость полета, энерговооруженность, оборудование. Был мой большой личный интерес и стремление к полетам на Ту-104.

— В чем заключалась Ваша работа в Коллегии МГА СССР?

— Членом коллегии МГА СССР я стал в связи с переходом отрасли на новую технику и новую организацию полетов. Благодаря участию в коллегии удалось решить ряд вопросов по оснащению, поступлению и внедрению новой техники, новых типов самолетов в ЗСУ ГА. Решались вопросы обеспечения безопасности и организации полетов с учетом бурного развития авиации и ее роли в народном хозяйстве страны.

— Как экипажи проводили свободное время?

- Летный состав Ту-104 в полной мере был загружен полетами. Иногда части экипажей продлевались санитарные нормы. Во время отпусков экипажам всегда предоставлялись путевки на курорты и санатории. За счет заработанных премиальных денег из фонда отряда в живописном месте на берегу Обского моря был построен и оборудован дом отдыха. Было бы желание, а на Оби, Обском море и в Новосибирске есть все условия для активного отдыха. На высшем уровне отмечался день Воздушного флота. Часто арендовался прогулочный пароход, и личный состав с семьями выезжал в какое-либо живописное место.

— Кого бы Вы хотели отметить из авиаторов, связанных с эксплуатацией Ту-104 в Новосибирске?

— Большой вклад в организацию полетов и подготовку экипажей Ту-104 сделали командиры авиаэскадрилий В.Т. Несмеянов, А.Н. Назаров, П.А. Афанасьев, П.И. Шурло, В.И. Дыдыкин [служил в отряде ГВФ в Берлине после войны], а также заместитель командира отряда П.А. Полищук. Нельзя не отметить сделавших большой вклад в это дело старшего бортрадиста И.Д. Сидорова, старшего инженера отряда Г. Куценко, старшего штурмана отряда Г. Аникина. Спасибо им за то, что понимали меня и были преданы своему делу. Многие рядовые командиры кораблей всегда были на высоких позициях в освоении Ту-104, были маяками высокой производительности и безопасности полетов.

04. Просто картинка.



— Какие чувства вызывал новый лайнер Ту-154?

— Поступление в 1974 году в наш отряд Ту-154 было воспринято как важный шаг в деле безопасности и экономической эффективности. Этот лайнер шел на смену Ту-104 как более экономически выгодный. Он был оснащен новым приборным оборудованием. Был проще в освоении, мог летать в худших метеоусловиях. Ту-154 имел лучшую механизацию крыла и реверс тяги двигателей, что уменьшало его посадочную скорость и длину пробега по сравнению с Ту-104. Также новый самолет был оборудован навигационным оборудованием для захода на посадку в автоматическом режиме.

— Что было после Ту-104?

В 1976 году я был назначен старшим пилотом-инструктором ЗСУ ГА, где работал до 1977 года. После, в связи с уходом на пенсию, был назначен начальником летно-методического кабинета в УТО ЗСУ ГА. Находился на летной работе 43 года — до 63-летнего возраста.

— Можете ли Вы нарисовать стандартный портрет летчика Вашего отряда?

— Новосибирские пилоты Ту-104 всегда были опрятно одеты в красивую, со знаками отличия, форму, выглядели солидно, пользовались высоким авторитетом среди личного состава отряда и аэропортов.

ПС. Статья в газете "Крылья Советов", 1959 год.


Tags: 1946, 1956, 1959, 1976, Владивосток, Внуково, Ил-14, Ил-28, Иркутск, Китай, Купало, ЛУТЦ, Москва, Новосибирск, Новосибирск-Северный, СМИ, Санкт-Петербург, Толмачево, Толмачево-истории, Ту-104, Ту-154, Украина, Хабаровск, Юнкерс-52, авиаистория, международная история, пилоты
Subscribe

Posts from This Journal “Ту-104” Tag

  • КВС Ту-104: «Хорошо, что самолёт сохранили»

    Богата авиационная история Новосибирска и Новосибирской области. Кроме хорошо известного Толмачево можно вспомнить городской аэропорт, авиазавод…

  • «В воздушном бою под Брестом…»

    Запись рассказа бывшего командира Авиационного отряда реактивных самолетов в Толмачево (затем ЛО 204), пилота АНТ-9, фронтовика, летавшего на…

  • Аэродворец в Иркутске - видение 1936 года

    На волне открытых онлайн-библиотек - попалось описание будущего аэровокзала в Иркутске. Ниже под катом вид аэровокзала со слов главного…

  • Купино - история 849-го авиаполка ПВО

    В советское время в Новосибирской области был аэродром, на котором базировалась авиация войск Противовоздушной обороны (ПВО) страны. В районном…

  • 1958: поездом и самолетом в Монголию

    Попался рассказ советского специалиста-геофизика/нефтяника про работу в Монголии в 1958-59 годах. Само по себе интересно, как с водителем-китайцем…

  • Старое Домодедово на фото

    Этот Ил-62 и еще 20 снимков разного времени, в основном периода СССР. Выбор произвольный. Что встретилось в сети за последнее время. Большой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments