avro_live (avro_live) wrote,
avro_live
avro_live

Categories:

Алсиб и Толмачево



Вчера, 23 февраля, подумалось, что до 1965 года, когда 9 мая стал официальным праздником, 23-е был особым днем для фронтовиков. Почти как день Победы сейчас.

Накануне удалось найти упоминание Толмачево как основного пункта при перегоне ленд-лизовских самолетов на запад. Из книги выше. В конце поста ее содержание.

01. Принятие решения. Вражеские танки уже в Подмосковье.



02. Первые поставки 1941 года были с севера и юга. Сибирский маршрут появился только в 1942-м.

Что перегоняли через Сибирь и сколько. Пик в 1944-м. КПад - Краснознаменная Перегоночная авиадивизия.



03. 56 процентов всего авиационного ленд-лиза прошло над Дальним Востоком и Сибирью.



04. Приказ 1943 года. Толмачево - внизу. Омск указан просто как город. Там во время войны был один аэродром?



05. Толмачево - аэродром I-го класса. Интересно, кто во время войны был начальником аэродрома. Уэлькаль - село на Чукотке. Там недалеко лагуна Пынгогытгыкойматгын (это я в яндекс-карты залез).



06. В Новосибирске было сдано 10 самолетов. Из устных источников известно, что в Толмачево во второй половине войны базировался один бомбардировщик В-25 "Митчел".



07. Рассеркреченная карта. Но качество картинки в книге - крайне низкое. Слева она заканчивается на Красноярске. Интересен отворот от Якутии на юг до Тахтамыгды (Рухлово). Рухлово - это пункт еще довоенной воздушной магистрали Москва - Владивосток. ...1911 — посёлок посетил министр путей сообщения Сергей Васильевич Рухлов, посёлок был переименован в Рухлово. В 1938 году Рухлово было переименовано в город Сковородино (теперь понятно, куда Рухлово "пропало").

По этому отвороту, как я понимаю, уходили самолеты на Дальний Восток, когда началась подготовка к войне с Японией.



Вот карта в более лучшем качестве



08. Про аэродром Тахтамыгды есть следы в интернете. Там садились в свое время гражданские Ил-14 и Ан-24, регулярно.

Шестигранные плиты. В 1959-м такие еще были в Толмачево (тоже есть фото).

Алексей, в части проекта "БАМ" это интересное место. Хотя вот свежий репортаж.



09. Американские железные полосы. 1942 год.



10. Интересно, их производили в СССР? Потому что они по всему Союзу есть. Ладно на Сахалине. Там может еще те, американские. Но они есть и в Новосибирске. И в Коченево (2019 год):



10. Красноярский аэродром во время войны



11. Маршрут перелета из Красноярска на запад (это были уже другие экипажи, не те, что летали над Чукоткой и Якутией). Здесь рассказ стрелка-радиста перегоночного полка ВВС ВМФ. Он, кстати, мне уже попадался в полном виде.



12. Над Новосибирской областью. Шли южнее Транссиба.



13. Просто ВВСовские машины (не ВМФ) перегонял 222-й полк.



14-15. Сидорчук - тут интересно. Он служил механиком в Красноярске. Логинов - здесь видимо однофамилец будущего начальника ГУ ГВФ и первого министра гражданской авиации СССР. "Купинское училище" - это наверняка "Купинская авиационная школа пилотов первоначального обучения ГВФ" (Купино - Новосибирская область), "с годичным сроком обучения" - есть в интернете. Дальнейшая послевоенная карьера тоже интересна.



15.



16. Содержание книги



Выводы:

1. Толмачево действительно был основным аэродромом для ленд-лиза в Новосибирске. Хотя городской аэродром такие машины тоже принимал.

2. Купино - повод поискать историю летной школы.

3. Тахтамыгда, а точнее Рухлово Амурской области - интересны в части довоенных транссоветских полетов.

Tags: 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, Алсиб, Аляска, ВВС, Великая Отечественная, Коченево, Красноярск, Купино, НСО, Новосибирск, Новосибирск военный, Омск, Россия - разные места, Рухлово, США, Толмачево, Толмачево-истории, Япония, военное, книги, пилоты, полет
Subscribe

Posts from This Journal “Новосибирск военный” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments