?

Log in

No account? Create an account

Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
"Сибирь" и переход в Домодедово 2002 года
avro_live


Ниже приведена статья в корпоративной газете S7 за 2002 год. В мае того года "Сибирь" перешла из Внуково в Домодедово. Здесь текст о новом на тот момент для авиакомпании аэропорте дан в сокращении и с небольшими сегодняшними комментариями. Конечно, Толмачевский авиаотряд летал в Домодедово с самого начала, с 1960-х годов и, наверно, все советское время. А потом почему-то перешел во Внуково, не позже 1994 года. Причину и время того перехода я пока не выяснил. А здесь про переход уже обратно, в Домодедово.

Фотографии - тут как обычно... по идее можно найти массу снимков адекватного качества того периода. Но это время. И или время и хорошо, или ничего, или фото как есть под рукой. Останавливаюсь на третьем варианте.

Фото не всегда именно к тексту, но не самые затертые.

01. Аэропорт 1970-80-х, из первоначал - как было. На переднем плане Ту-154 СССР-85064 - с 1976 года летал в Толмачево, откуда после распада МГА попал в Омск и летал там. С 1997 года находится на хранении в Омске (ОЛТУГА) - омская информация отсюда .



...в 2000-х это был для нас новый аэропорт. Пассажиры боялись, что он далеко от города и долго ехать. Но уже был Аэроэкспресс (или он был чуть позже?), первый из московских и российских. ...В начале 2000-х сюда летали авиакомпании из городов России и бывшего СССР плюс чартеры на зарубежный отдых (чартеры "Сибири" на Ил-86 начались из Домодедово в апреле 2002 года, они были первыми в части смены базового аэропорта).

Домодедово - новый хаб «Сибири» (сама статья)

С середины мая 2002 года «Сибирь» переносит все свои рейсы из Москвы в реконструированный аэропорт Домодедово. Пресса не жалеет для него красивых определений: «лучший столичный аэропорт», «самый современный и динамично развивающийся аэропорт России», «аэропорт мирового класса», «аэропорт, которым можно гордиться» и т.п. Что же представляет собой обновленный аэропорт «Домодедово»?

Немного истории

Решение о строительстве Домодедово было принято в начальную эпоху массового спроса на авиаперевозки – на рубеже 1950-60-х годов. Внуково уже не справлялось с возросшим количеством пассажиров. Главной задачей Шереметьево было обслуживание международных рейсов. Для обеспечения нормального воздушного сообщения Москвы и регионов страны, было решено построить новый аэропорт Домодедово.
По сравнению с уже существующими аэропортами Домодедово выделялось новизной уже на стадии проектирования. В книге «История гражданской авиации СССР», изданной в 1983 году, говорится: «Аэропорт Домодедово … был построен по новой, более рациональной и перспективной схеме – с двумя взлетно-посадочными полосами и расположенной между ними служебно-технической территорией».

02. Год съемки ниже не знаю, но это автотрасса в Москву. Я с родителями ездил в 1980-х в Домодедово двумя способами - на электричке и на автобусе от Аэровокзала в городе. Автобус от аэропорта до Аэровокзала останавливался у метро на кольцевой линии - было удобно. Думаю, что эта остановка была только по пути из аэропорта, т.к. в улетающие пассажиры регистрировались на Аэровокзале и ехали в аэропорт уже "налегке", чемоданы были уже сданы в багаж.



25 марта 1964 года лайнер Ту-104 выполнил из нового аэропорта первый регулярный рейс в Свердловск. В мае 1965 года в Домодедово состоялось открытие крупнейшего в стране аэровокзала. Здесь же был построен крупнейший в отрасли ангар, площадь которого позволяет одновременно обслуживать до четырех самолетов Ил-76. В 1960-90-х годах Домодедово получали путевку в жизнь известные лайнеры Ил-62, Ту-144 и Ил-96.

03. Ангар в советское время.



Специализацией Домодедово в советское время были дальние рейсы (в основном, три и более часов) на восток, север и юг большой страны. Вскоре после открытия аэропорта сюда были переведены рейсы Толмачевского объединенного авиаотряда. Сюда же летали самолеты и из других крупных городов Западной и Восточной Сибири. [я летал сюда с Сахалина-Хабаровска на Ту-114 (в детсадовском возрасте) и Ил-62, минимум один раз - на Ил-18 через Красноярск].

В 1992 году, после распада Советского Союза Домодедово стал международным аэропортом. Однако собственный пограничный пост появился здесь гораздо раньше – в 1973 году. Уже тогда Домодедово в качестве запасного принимал самолеты из-за рубежа [что в то время туда садилось - не знаю, фото иностранных ВС в ДМД советского периода ни разу не видел].

04. Внешний вид аэровокзала советского Домодедово.



Комплексная реконструкция

Осенью 1996 года на уровне Правительства России было принято решение о приватизации Домодедовского производственного объединения гражданской авиации. За два года до этого аэропорт Домодедово был исследован американской аналитической фирмой Lehman Brothers и признан самым перспективным в Московском аэроузле.
Вскоре управление аэропортом взяла на себя компания «Ист Лайн». Первоначально «Ист Лайн» развивалась как грузовая авиакомпания. В 1997-98 годах по грузоперевозкам она вышла на первое место в России и стала, в частности, крупнейшим гражданским эксплуатантом самолетов Ил-76. Не ограничиваясь одним направлением деятельности в эти же годы «Ист Лайн» образовала несколько дочерних предприятий и начала активные работы по превращению Домодедово в ведущий аэропорт страны.

05. 2003 год



В результате проведенных и профинансированных группой компаний «Ист Лайн» мероприятий существенно увеличилась площадь аэровокзала, в три раза выросло количество стоек регистрации, были внедрены современные информационные системы обслуживания пассажиров. Гостиница для летного состава («Аэротель») стала соответствовать международному уровню «четыре звезды». Серьезной реконструкции подверглись топливо-заправочный комплекс и фабрика бортового питания. Был построен международный грузовой терминал, общая площадь которого превышает площадь ангара «Сибири» в Толмачево. Производственные возможности авиационно-технической базы Домодедово позволили ей стать головным Центром технического обслуживания и ремонта самолетов семейства «Ильюшин».

В 1998 году впервые в России для оперативного управления всеми подразделениями аэропорта Домодедово была создана дочерняя компания «Ист Лайн Хэндлинг». В ее функции входит наземное обеспечение полетов и индивидуальное сопровождение каждого воздушного судна.

06. Из справочника 2000 года



На такую мощную реконструкцию всего аэропортового комплекса «Ист Лайн», по оценкам экспертов, затратил свыше 300 млн. долларов. Августовский кризис 1998 года не оказал серьезного влияния на развитие аэропорта. В 1999 году «Домодедово» по количеству пассажиров на внутренних линиях и объему грузовых перевозок было первым в стране. Весной 2001 года в аэропорт стала выполнять регулярные рейсы первая авиакомпания из дальнего зарубежья - Air Мalta.

Перелет «Внуковских авиалиний»

В октябре 1998 года авиакомпания «Внуковские авиалинии», в то время самый мощный внутренний перевозчик страны, в течение одного дня перевела все свои рейсы из аэропорта Внуково в Домодедово. Причиной такого неожиданного и беспрецедентного в российской гражданской авиации решения СМИ называли разногласия между руководством авиакомпании и администрацией аэропорта Внуково.

07. Борт 85628, который сейчас стоит памятником в Толмачево.



Из-за смены аэропорта количество пассажиров на рейсах внуковской компании снизилось. Это было вызвано несколькими причинами: именно из Внуково традиционно выполнялись полеты по ряду южных направлений, самолеты «ВАЛа» летали нерегулярно и не всегда в аэропорт, указанный в расписании (техническая база компании оставалась во Внуково) и т.д.

Для обслуживания рейсов из Внуково в Домодедово ежедневно утром и вечером отправлялись автобусы с инженерно-техническим составом и персоналом службы перевозок авиакомпании. Объемы перевозок авиакомпании в Домодедово составляли до 20 процентов общего пассажиропотока аэропорта. В конце 1999 года основная масса рейсов «Внуковских авиалиний» была возвращена обратно во Внуково.

Интересно, что это был не первый массовый перевод рейсов из Внуково в Домодедово. Летом 1985 года на время реконструкции пересечения взлетно-посадочных полос аэропорт Внуково полностью закрывался и все рейсы из него также переносились в Домодедово.

«Сибирь» в Домодедово

В настоящее время (2002) представительство «Сибири» в новом аэропорту размещается в трех офисных помещениях общей площадью около 100 кв. метров. Сегодня в каждой смене представительства трудится пять человек. В дальнейшем в Домодедово планируется создание собственной Службы организации пассажирских перевозок «Сибири». Ее сотрудники будут самостоятельно выполнять регистрацию пассажиров с использованием автоматизированной системы регистрации.

08. Филёв и Рудаков, который в то время был гендиректором Домодедово, а ныне в "Новапорте" (что нашел).



Уже сейчас в Домодедово создана Служба контроля виз, специалисты которой тесно взаимодействуют с Отделом пограничного контроля Домодедово. На перроне выделено помещение площадью 150 кв. метров для инженерно-технического состава авиакомпании.

09. Фото примерно 2004 года.



10. Две разные ливреи "Сибири".



Активно прорабатываются вопросы транспортного сообщения между Домодедово и Внуково, где проживает основная масса московских сотрудников авиакомпании. Между двумя аэропортами ежедневно утром и вечером будут курсировать автобусы. Положительно решен вопрос о служебной автостоянке. Летчики, работающие в Москве вахтовым методом, разместятся в филиале «Аэротеля» - пансионате «Елочка». Для технического состава «Сибири» арендована база отдыха «Нефтяник».

11. 2003 год



Авиакомпания планирует выполнять в летний сезон 2002 из Домодедово до 40 рейсов в сутки (в пятницу 7 июня 2019 было выполнено более 180 рейсов). «Такое увеличение объема работ не должно стать проблемой для аэропорта, так как его возможности позволяют справиться с этим дополнительным пассажиропотоком. Службы аэропорта в настоящее время ведут набор новых сотрудников. Продолжается расширение производственных площадей. Мы видим, что сейчас в Домодедово ведется серьезная, напряженная работа по подготовке к началу регулярных полетов «Сибири». Результатом этих совместных усилий должен стать новый уровень обслуживания наших пассажиров» - отмечает директор по перевозкам авиакомпании Виктор Мироненко.

12. Сентябрь 2004-го.


__________________________________________

Из личного опыта: я был в Домодедово в декабре 2000 года. Внуково был закрыт и наш Ту-154 посадили в Домодедово на запасной. Половина терминала (прилет) была уже отреставрирована или перестроена. А левая часть (примерно от нынешних стоек регистрации S7 и дальше в сторону международных рейсов) была еще советской. И я видел кафе, где я маленьким кушал после 8-часовых перелетов с Хабаровска. Это была Ностальгия! Я там не был лет 12 на тот момент.

Бонус. RA-85451 в Домодедово 2000 года. Еще советские посадочные галереи.



ПС. Еще несколько фото 2003 года внутри аэровокзала - здесь .


Posts from This Journal by “Ту-154” Tag



  • 1
Была электричка (с 1966 года), причём в отличие от Быково, она доходила прямо до привокзальной площади.
"Аэроэкспресс" начал ходить в Домодедово в июле 2008 года.

Внуково -- с мая 2008, а в июне был открыт терминал у Шереметьево-2. До этого с декабря 2004 АЭ ходил до Лобни.

Во Внуково вы перешли, потому что купили "Внуковские авиалинии"


Edited at 2019-06-08 05:24 pm (UTC)

- Мы летали во Внуково в 1994 году. У меня реклама того года есть. В 1998-м я уже сам прилетал во Внуково "Сибирью". До "Внуковских" было еще далеко.

- Первый экспрессный маршрут между Павелецким вокзалом и платформой Аэропорт-Домодедово в международном аэропорту Домодедово был открыт в августе 2002 года на уже существовавшей линии с маршрутами обычных электропоездов.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%8D%D1%80%D0%BE%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81#%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BB_%E2%80%94_%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82_%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE

Edited at 2019-06-08 06:03 pm (UTC)

Про Внуково вам виднее, журналисту трудно спорить с пиарщиком про историю компании, в которой рабьотае пиарщик )))


"Аэроэкспресс" это вполне конкретная организация и её бренд. То, что РЖД запускала электрички в экспресс-режиме, к "Аэроэкспрессу" отношения не имеет.



Я скорее согласен скорее с автором поста. Движение экспрессов (белых) открылось в начале двухтысячных и не имело изначально таких конских тарифов. Что приводило к очень большой востребованности сервиса и я однажды ехал там стоя(!) и даже в давке(!!!). Тяжело сейчас представить.

"Сибирь" поглотила ВАЛ позже 1998 года. А в Москву в это время она летала только во Внуково. Я участник тех событий, как раз с 1998 года.

Хорошо, пусть в 2002 году в ДМД ходил не Аэроэкспресс, а элетричка РЖД, которая шла без остановок. По существу это то же самое, что потом стало Аэроэкспрессом. Я поищу рекламу 2003 года, там должны быть аутентичные названия. В то время, вдобавок, этот жд-проезд был бесплатным, если были авиабилеты. У многих авиакомпаний, летающих в ДМД.

Бренд "Аэроэкспресс" и появился в начале 2000х, а никак не в конце. Какое уж там юрлицо было при делах - неважно. Экспрессы, современные составы, регистрация на Павелецком - всё это и было "Аэроэкспрессом". И именно в ДМЕ.
ВНК, ШРМ - гораздо позднее (мягко говоря).


Важно. Бред появился в декабре 2005. Это начало или конец нулевых?
https://aeroexpress.ru/aero/company/history.html

Корпоративную методичку - в корзину. И слушайте очевидцев))
В 2003-м Аэроэкспресс уже точно был.


Очевидцы чем-то могут подтвердить, что они очевидцы?

Как говорил герой одного старого доброго фильма (кино про авиацию, кстати),
"Я тебе умный вещь скажу, но только ты не обижайся..."
)))



Edited at 2019-06-09 05:24 am (UTC)

То есть, Ваш источник информации - это сайт Аэроэкспресса, где до 2005 года ничего нет. И Вы делаете вывод, что до 2005 года Аэроэкпресса вообще не было.

Так что ли?

(Я вчера на эту историю АЭ заходил, когда увидел про первую версию "2008 год".

Кстати, как же тогда понимать текст про АЭ в вики (про 2002 год)? Я его выше цитировал)

Edited at 2019-06-09 02:12 am (UTC)

У меня где-то среди артефактов "сибирских" (а/к) был календарик ДМЕшный с расписанием аэроэкспресса. Или даже не календарик, а именно расписание карманное. С фоткой электропоезда. Если подвернётся как-нибудь, отдам тебе. Хотя у тебя у самого такая штучка может быть в архивах ;))


Ага, давай. Надо будет пост на жд-ЖЖ сделать по теме.

...а я этот календарик нашел в сети :)


ОАО "МАШ" учредило ООО "Аэроэкспресс" в 2005 году, а в 2006 продало часть акций.
https://www.kommersant.ru/doc/660186

Затем уже в 2008 году "Аэроэкспресс", уже СП РЖД и "ТрансГруп", получило права на доставку пассажиров во Внуково, а затем и в Домодедово.
https://www.kommersant.ru/doc/893779

Впрочем, слово "Аэроэкспресс" руководство "Домодедово" употребляло уже тогда:
Сергей Рудаков, директор аэропортового комплекса "Домодедово" 29.07.2002 в рубрике "Чего вы ждёте от этой недели":
— Начала движения скоростного электропоезда "Аэроэкспресс" повышенной комфортности от Павелецкого вокзала до аэропорта Домодедово. Этот совместный проект с Московской железной дорогой позволит авиапассажирам добираться до аэропорта всего за 40 минут. Стоимость проезда включена в стоимость авиабилета и равна 50 рублям.
https://www.kommersant.ru/doc/334091

Был не прав, мои извинения.


Edited at 2019-06-09 08:19 am (UTC)

Жаль, что нынешний "Аэроэкспресс" в своей истории про свои истоки ничего не говорит (на своем сайте).

А история вот. Это еще 2001 год. В апреле 2001 в Домодедово из Шереметьево перешла АК "Трансаэро". И уже тогда был поднят вопрос о прямом экспресс-сообщении.

Тут есть один из ответов, почему аэропорт Домодедово стал первым - потому что жд-ветка уже была.


Тот "Аэроэкспресс" к одноимённому ООО имел очень отдалённое отношение, поэтому и не вспоминают. Они даже про МАШ не написали.

Я и сам не вспомнил, хотя неоднократно им пользовался

Вообще, в посте по ссылке (про рождение аэроэкспресса) звучит совершенно верный тезис: это название изначально было нарицательным. Уже потом начались игры с юрлицами и правами на "имя". История, почти как с какими-нибудь конфетами "Мишка на Севере": бренд родился и жил, а потом кто-то вдруг ловко оформил всё так, что это чья-то "зарегистрированная торговая марка".


Сначала было имя собственное, вполне конкретного экспресса в Домодедово.
Но его, как теперь модно, часто писали как нарицательное.
И то ли не зарегистрировали, и МАШ подхватил, то ли с МАШ сами авторы идеи работали.

"Мишка на севере" бренд, который использовался всеми профильными предприятиями СССР, поскольку хозяин был общий. А потом, когда собственники разделились, кто-то успел, а кто-то не успел. Это, по-моему, другая история.

На рубеже веков Домодедово славилось крайне малочисленной "границей", что приводило к диким очередям на погранконтроль (тогда отсюда летали чартеры и на Ил-86).


Первым начал "массовую" заграницу "ИстЛайн". Потом, в весны 2001 года в ДМД появилась "Трансаэро" и добавило. Потом "Сибирь".

Даже пост есть в ЖЖ, со всеми подробностями про запуск аэроэкспресса.
https://vita-life777.livejournal.com/34071.html



Edited at 2019-06-09 06:26 am (UTC)

Да, его и видел.

Спасибо! Был не прав.

  • 1