?

Log in

No account? Create an account

Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
Толмачево середины 1930-х: Мальцев и другие
avro_live


В связи с интересом к истории аэропорта Толмачево догражданского периода и практически полным отсутствием информации про наш военный аэродром в период до 1939 года повторю публикацию по теме из прошлых лет (2014). Судя по всему, это вообще единственный доступный развернутый текст про аэродром того периода.

Эта статья была опубликована под авторством Сергея Минина (это псевдоним одного журналиста, озвучивать публично не стану) в газете "Город-Спутник", выходившей в городе Оби в начале 2000-х годов. ...Гражданским аэродром Толмачево стал только после строительства бетонной полосы длиной 2500 метров в середине 1950-х, под новые большие Ту-104.

Фото авиации в посте - из яндекса, без привязки к Новосибирску. Содержание книги и текст из "Города-Спутника" - мой личный архив.

Тот самый Мальцев

...Если бы не события начала 30-х годов ХХ века, то Толмачево так бы и остался пристанционным поселком, как и десятки подобных на Транссибе. Кто решил построить военный аэродром именно в этом месте, долгое время оставалось загадкой. Удивляться тут нечему, ибо в военной истории нашего Отечества до сих пор не избавились от огромного количества умолчаний, загадок и мифов.

Отцы-основатели

Более 30 лет назад автор этих строк впервые посетил военный городок в Толмачево (военный городок назходится в городе Обь. населенный пункт Толмачево сейчас - это село с 1911 года, разделенное ранее на село и рабочий поселок Обь, который позже стал городом; село Толмачево находится чуть дальше от аэродрома, чем город Обь, в сторону Новосибирска - Глеб). При этом очень интересными показались мне несколько зданий явно довоенной постройки: деревянные дома и гарнизонный Дом офицеров с изображениями пилотов в форме 30-х годов (сейчас в этом здании церковь, а вот что за изображения пилотов, не знаю - Г.). Видя мой интерес, один из местных жителей, мужчина пенсионного возраста, сказал, что здания строил еще Мальцев.
Сказал и пошел по своим делам, а простая русская фамилия запомнилась. Чуть позже, в электричке, я пожалел о том, что не спросил, кто же был этот Мальцев. Среди известных архитекторов такого вроде бы не было, хотя эту фамилию вполне мог носить прораб, мастер или просто строитель-стахановец, которых в те годы было предостаточно. Со временем фамилия стала забываться, но однажды, просматривая книгу по истории военной авиации Сибири (видимо, "Авиация Сибири" Прожоги, про ВВС, 1997 года, тонкая книга, здесь она в инете - Г.), вышедшую несколько лет назад, в списке командующих я увидел эту фамилию и вспомнил то посещение военного городка.
Оказалось, что начальником ВВС СибВО с 1930 по 1934 год являлся Виктор Иванович Мальцев. На те же годы пришлось большое событие - перелет из Новосибирска в Толмачево 16-го корпусного авиаотряда. Это позволяло связать воедино имена и события. Сразу отследить дальнейшую судьбу главного военного летчика Сибири не удалось, но после того, как я поработал в московских и местных архивах, мне посчастливилось приблизиться к истине и найти "отцов-основателей" - тех, кто способствовал превращению пристанционного поселка в крупную воздушную гавань.
Дело обстояло так. В конце первой сталинской пятилетки начались количественные и качественные изменения в РККА (Рабоче-крестьянской Красной Армии), в том числе и в авиации. Звенья перерастали в эскадрильи, эскадрильи в отряды и авиабригады. На старых аэродромах становилось тесно от краснозвездных аэропланов.
В конце 1931 года высокое московское начальство определило новые районы базирования для военной авиации, учитывая внешнеполитические реалии. Реализация замыслов возлагалась на местные кадры. Согласно первоначальным планам, предполагалось сформировать авиабригады в районе Красноярска, Куломзино (левый берег Иртыша) и в Бердске. Выбор Бердска был не случаен, так как во время корпусных маневров 1928 и 1930 годов на импровизированный аэродром возле этого села приземлялись самолеты двух отрядов. Кроме того, рядом река Обь и железнодорожная ветка на Барнаул - лучше не придумаешь! За Бердск ратовал и всесильный товарищ Эйхе, секретарь крайкома ВКП(б). Переубедить его предстояло военному командованию, ибо командующий войсками округа Я.П. Гайлит и начальник ВВС В.И. Мальцев лучше видели плюсы поселка Толмачево именно в базировании авиации. Эти обстоятельства вполне позволяют считать Гайлита и Мальцева отцами-основателями Толмачево, хотя их имена не афишировали по причине попадания обоих военачальников в 1937-38 годах в "ежовые" рукавицы НКВД.

Почти вертикальный взлет

Если фотография реабилитированного Я.П. Гайлита украшает новосибирский Музей СибВО, то снимка начальника ВВС СибВО того периода В.И. Мальцева найти не удалось, хотя именно этот сталинский сокол был очень известной личностью. О нем, как о лучшем командире писали "Красная Звезда" и окружная газета "Красноармейская звезда". Мало того, по прошествии 40 лет старожилы г. Обь вспоминали добрым словом бывшего начальника ВВС СибВО и его дела!
Виктор Иванович Мальцев родился в 1895 году в поселке Гусь-Хрустальный нынешней Владимирской области в семье крестьянина-бедняка. В 1918 году он добровольно вступил в ряды РККА. Служил сначала в пехоте, а потом в артиллерии. В боях с белогвардейцами пополнил ряды партии большевиков, а через несколько лет после окончания братоубийственной войны поступил в военную школу пилотов и, отлично ее закончив, стал одним из лучших советских летчиков. За пять лет Мальцев прошел путь от рядового пилота до начальника ВВС одного из крупных военных округов. С 1930 по 1934 год он, командуя авиацией СибВО, ездил и летал от Омска до Читы, но в начале 1935 года был переведен в Среднеазиатский военный округ, в Ташкент, на аналогичную должность.
Долго командовать военной авиацией в Средней Азии не пришлось - волей партии и московского руководства Мальцева направили руководить местным управлением Аэрофлота.

...Далее арест ("участие в заговоре"), тюрьма, реабилитация в 1939 году, начальник ялтинского санатория Аэрофлота, ...в 1942 году бургомистр города Ялта (сдался фашистам), дальше один из руководителей ВВС власовских сил... Вместе с А.А. Власовым... осужден Военной коллегией Верховного суда СССР к смертной казни. Повешен.

Такая вот история.
____________________________________________________________

Ниже книга про Мальцева, выпущенная в США в 1982 году. Продается в бумажном виде в интернете, за дорого.



Истории Толмачево тут видимо, нет:



Вот ее аннотация:

Плющов, Борис. Генерал Мальцев. Сан-Франциско изд-во «Глобус» 1982г. 113с мягкий переплет, обычный формат.

История Военно-Воздушных Сил Русского Освободительного Движения в годы Второй Мировой Войны (1942–1945). Под редакцией и с предисловием И. Штифанова. Автор - протоиерей Борис Власенко (Плющов Борис Петрович) родился в 1923 г. (по другим сведениям, в 1921 г.) в Могилеве. Лейтенант Красной армии. В 1941 г. попал в немецкий плен (по другим данным, русский эмигрант, учился на архитектурном факультете Мюнхенского университета). В 1942 г. оказался в Берлине, где познакомился с полковником Русской освободительной армии (РОА) К.Г. Кромиади. Окончил курсы переводчиков с присвоением административного звания зондерфюрера и убыл с полковником Кромиади на Восточный фронт. С весны 1942 г. в Абвергруппе-203 (Русская Национальная Народная армия (РННА)) в Осинторфе под Смоленском, где формировались русские части из бывших советских военнопленных. Служил в 4-м батальоне РННА полковника А.Н. Высоцкого (Кобзева). После расформирования РННА зимой 1943 г. находился в Бобруйске, служил переводчиком и офицером связи при школе русского восточного запасного полка «Центр», затем в офицерской школе Восточных войск вермахта в гг. Мариамполь и Конфлянс. Осенью 1943 в г. Летцен познакомился с бывшим полковником советских ВВС Виктором Ивановичем Мальцевым (с осени 1944 г. командующий военно-воздушных сил Комитета освобождения народов России (ВВС КОНР), затем генерал-майор) и стал его адъютантом в чине подпоручика. Поручик ВВС КОНР (февраль 1945). В последние дни войны по просьбе В.И. Мальцева спас его жену Антонину Михайловну в американской оккупационной зоне. Насильственной репатриации избежал. После 1945 г. в Западной Германии, Бразилии, затем в США. Окончил Свято-Владимирскую духовную семинарию в США (1963). В 1963 г. рукоположен во иереи в юрисдикции Американской митрополии (а с 1970 г. — Православной Церкви в Америке). Протоиерей. Окормлял православные приходы в Сент-Питерсбурге (шт. Флорида), в Огайо и в шт. Нью-Йорк. Настоятель (1968–1976) Успенской церкви в г. Бингхемптон (шт. Нью-Йорк, США). Преподавал русский язык в местных средних школах и в штатном университете в Бингэмптоне. Член Конгресса русских американцев (КРА) с 1977 г. В 1981 г. был избран членом Совета директоров КРА, занимал должность председателя Флоридского отдела. Участвовал в создании памятника А.П. Дементьеву-Деменсу, основателю г. Сент-Питерсбург во Флориде. Настоятель Преображенского собора в Бруклине (Нью-Йорк), на внешних стенах которого заботами о. Бориса Власенко были установлены памятные бронзовые щиты Комитета празднования 1000-летия крещения Руси при КРА. В 1995 г. жил в г. Мэйленд (шт. Нью-Джерси). С 2000 г. на покое. Проживал в г. Палм-Харбор (шт. Флорида, США) и был приписан к церкви св. апостола Андрея Первозванного в г. Нью-Порт-Ричи (шт. Флорида, США) Скончался в 2003 г.
_____________________________________________________________

В сети есть немецкая листовка с призывом Мальцева (и с его фото) вступать в ряды борьбы с большевизмом. Не стану публиковать. Он стал предателем. По нему всё.
_____________________________________________________________

Другие реперные точки по теме аэродрома до 1939 года:

Ноябрь 1930 года - Новосибирский аэропорт перебазировался на новый аэродром за речкой 2-я Ельцовка - Северный. Перебазировался он из Октябрьского района, где базировались военные летчики. И вот военные оттуда и перешли в Толмачево.

В Толмачево до 1939 года базировались 16 корпусный авиаотряд, в 1934 году преобразованный в авиабригаду. В документах 1937 года с базировкой в Толмачево упоминается 134-я штурмовая авиабригада.

Контекст в документах трагичный:

...Из руководящего состава соединений и частей изъяты и репрессированы: ...командир 134-й штурмовой авиабригады Эпштейн, врид начполитотдела 134-й штурмовой авиабригады М.И. Свиридов,...
источник

...Глухов Иван Алексеевич
мл.летчик 11 легко-штурмовой АЭ 134 авиабригады СибВО
ВКВС 28 10 1937 ВМН. Расстрелян 28 10 1937 Новосибирск

Шавеко Иван Михайлович 1906,русский,член ВКП /б/ 1928
нач.школы мл.авиаспециалистов 134 авиабригады СибВО (значит, тут была ШМАС)
Арестован 19 10 1937. ВКВС 16 06 1938 ВМН. Расстрелян 16 06 1938 Новосибирск
источник

Есть воспоминания жены репрессированного главного инженера 134 ШАБ Молотова - здесь .

________________________________________________________

Какие самолеты базировались тогда в Толмачево, я пока упоминаний не нашел. Но есть данные , что в 102 ШАБ в Омске в те же года базировались ДИ-6. Это такой довольно малоизвестный самолет, почитать можно тут . Был ли он на базировке в Толмачево - пока неизвестно. Но в теории мог. Если верить ВИКИ: "В 1936—1938 годах 61 самолёт был выпущен в варианте штурмовика под маркой ДИ-6Ш". "Поучаствовал в Халхин-Голе и финской..." Штурмовики в Толмачево, судя по всему, были, раз бригада была штурмовой.

Про ДИ-6 "не из книжек" я впервые услышал несколько лет назад от новосибирца, бывшего авиамеханика Ил-2 времен Великой Отечественной Пальчикова Виктора Павловича: "...В феврале 1943 года у нас была практика в Гиссарах недалеко от Сталинабада (Душанбе). На 10 дней нас командировали в Ленинабад, там мы ломали устаревшие самолеты ДИ-6 (списанные, вдруг улетит кто-то). А вообще там базировались Р-5 и Р-Z...". Но это просто к слову про те времена.

______________________________________________________

Поиски информации продолжаются.

Интересует состав и вооружение 16 авиаотряда и 134 ШАБ, а также что с ней стало потом.

И еще любопытный момент. В концу 1933 года в Хабаровске сосредоточилось несколько десятков бомбардировщиков ТБ-3, ниже на фото. Строили их, если не ошибаюсь, в Воронеже. И они через всю страну летали. Может быть не все, но перелеты точно были (не могу сейчас найти запись про один такой перегон начала 1930-х). Садились на дозаправку они в Толмачево, я думаю.



За моральную и информационную поддержку благодарю Новосибирский краеведческий форум.

ПС. Аналог 134 ШАБ - 102 бригада в Омске: https://sandreyo.livejournal.com/108895.html

ПС. На февраль 2019 две темы для поиска: куда были переведены военные самолеты с Закаменского аэродрома и что делал в Новосибирске в 1929 году начальник УВВС РККА Баранов. ...на апрель ответов пока нет.


Posts from This Journal by “1938” Tag



  • 1
почему всё таки Северный закрыли? Неужели нельзя было модернизировать ВПП и здание Аэровокзала?

Толмачево может само. Северный сдулся сам.

количество туманов на правом берегу меньше, чем на левом, т.к. он выше. Был бы запасной аэропорт - особенно актуально в Августе-Сентябре.

Edited at 2019-02-02 12:45 pm (UTC)

Для 737? Полоса короткая. Не говоря про 747.

я в первом комментарии сразу написал про необходимый апгрейд полосы ;)

Просто это никому не надо было. Так что логично, что закрыли. Он же в городе.

История интересная штука. Я тоже про Омск постоянно публикую. Теперь и про Новосибирск почитаем. Не чужой город.

Какие годы про Омск интересуют? Гражданская, военная авиация?

Любая

RE: Re: Авиация

У вас же авиамузеи свои есть, в аэропорту, в ОЛТУГА...

Есть, но там явно не всё


"Всего" нет нигде :)

Я вот сейчас интересуюсь омской авиабригадой, в части ее аналогичности Толмачево. Хочу историю поузнавать, через омские музеи.

За фотку с И-4 - спасибо. Редкий зверь он на фото, особенно строевые машины.

  • 1