?

Log in

No account? Create an account

Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
Интервью с Евгением Новоселовым (КВС в Ижме)
avro_live


Текст написан вчера вечером после встречи самолета в Толмачево.

За пару дней новость о прилете «ижмовского» Ту-154 в Новосибирск на музейную стоянку быстро облетела и местных споттеров, и ребят из Москвы (там кто-то даже приложил руку к самому прилету), и даже отдельных авиалюбителей из-за рубежа. Пара ценителей старой авиатехники из Европы прилетела сегодня регулярным рейсом RA-85684 из Мирного. 30 сентября у этой машины заканчивается сертификат, после чего поднять ее снова в небо будет достаточно затратно. Так что пусть теперь стоит у нас в Толмачево. В «Алросе» продолжает полеты второй борт RA-85757.

Готовясь к встрече, вчера узнал из журнала makiev об экипаже. Понял, что можно попробовать пообщаться лично с Героями Ижмы. Оба пилота в 2010 году стали Героями России. Вручение награды было в Горках-9 из рук президента, Дмитрия Анатольевича.

«Самолет пилотирует Герой России Андрей Ламанов, встречать в Толмачёво будет Герой России Евгений Новосёлов».

Ламанов в Ижме был вторым, Новосёлов - командиром.

В итоге я поговорил с Новоселовым (на фото выше - слева). Ламанов (справа) был и был в хорошем настроении. Но поймать его я не успел.

Стал искать в сети, что уже было.

Новоселов: ...Карьеру летчика, Евгений начал в Республике Дагестан, с должности второго пилота на самолете Ан-2. До начала боевых действий в Чеченской Республике, совершал рейсы в горные районы. В 1994 году поступил в Санкт-Петербургскую академию гражданской авиации, где освоил новый вид воздушного судна - пассажирский самолет Ту-154. Окончив академию - переехал в город Москва, где продолжил летную работу в авиакомпании «Внуковские авиалинии». С 2001 года, Новоселов перешел в якутскую авиакомпанию «АЛРОСА», в 5-й летный отряд.
Источник

Ламанов: ...В 1988 году окончил Актюбинское высшее лётное училище гражданской авиации (ныне — Военный институт сил воздушной обороны) по специальности «инженер-пилот». По распределению вернулся в родной Костанай, летал на Ан-24. Здесь же получил путёвку в большую авиацию — переучился на Ту-154, выполнял международные рейсы. Затем был переведён в Москву, работал в компании Внуковские авиалинии, позднее в Мирнинском авиапредприятии АК «Алроса» в 5-м лётном отряде командиром экипажа Ту-154. К сентябрю 2010 года имел 10500 часов налёта.
Источник

Рассказ КВСа о том, как это было, с 20 минуты его речь, примерно с 25й – само развитие событий в Ижме, достаточно подробно и интересно. Встреча со студентами СПбГУ ГА в 2013 году. (Студенты, кстати, вопросами не блеснули, на мой взгляд; кроме одного – про стакан)
Ютуб Командир

Альтернативная, точнее сказать, негероическая версия от Есаяна, летчика-испытателя, который потом поднимал Ту-154 из Ижмы для перелета в соседнюю Ухту. Это всё Коми, между Тюменским севером и Архангельской областью. Он же участвовал в расследовании и тут собственно что показало расследование. [Но сели в Ижме все равно молодцами].
Ютуб Участник расследования

История малой авиации в Ижме и про начальника местного аэродрома Сотникова
Источник

Вот тут есть картинки из бывшего здания аэропорта Ижмы. Там была действовавшая вертолетная площадка, не просто "все заброшено".

Всё это я посмотрел до встречи самолета в Толмачево. Всё, кроме Есаяна – его послушал уже после, дома.

Вот что смог добавить к просмотренному и прочитанному выше Евгений Геннадьевич, Герой России родом из небезызвестного города Чебаркуль. (Про его учебу в школе тут).

- Остаток топлива у нас оставался примерно на 2 часа полета. Это в районе 15 тонн. Но мы были ограничены остатком топлива в [расходном] баке, т.к. из крыльевых баков насосы не качали. [это значит, что вероятность пожара была более чем высока].

- Тепловые разгоны аккумуляторов на Ту-154 были до этого. Но они не приводили к таким тяжелым последствиям.

- На чем Вы сейчас летаете?
- Сейчас - на Боинге 737 «Алросы» (показывает: «Вот он, наш, стоит» - вскоре после Ту-154 из Мирного в Толмачево прилетел еще один рейс «Алросы» - как раз на 737)



- Если бы на месте Ту-154 в той ситуации был бы боинг или эрбас, какие могли быть последствия?
- Они слабже. Смотрите, какие колеса на Ту-154 – 6 штук на тележке, на боинге – два [на А320 есть очень редкая модификация с 4 колесами на тележке, где-то в Индии летает - Глеб]. Если такой же выкат и деревья – стойки могли и не выдержать. Кроме того, низкие двигатели – забиты все были бы.

- Сохраняется ли у Вас какая-то связь с пассажирами того рейса?
- Да, в Полярный когда прилетаешь, мы иногда встречаемся. И они нашими же рейсами летают, это в основном местные жители были, с Полярного.

- Пассажиры были в основном мужчины?
- Пополам на пополам. Вот детей что-то я не помню. Такое ощущение, что их может и не было. Пассажиры вели себя спокойно. В салоне я конечно не был, по потом на моих глазах было - они спустились по трапу, прошли до полосы 150 местров, их посадили в автобусы, отвезли, разместили. Когда последних пассажиров отвезли, я поехал за ними - посмотреть, как разместились. В спортзале там уже столы стояли, чай - очень хорошая организация. Я представился, что вот я командир воздушного судна… каких-то новых деталей не вспомню уже [тут отсыл к прежним рассказам, на ютубе выше, в частности; про хорошую организацию размещения пассажиров в самой Ижме и что они через 4 часа примерно уже перелетели на вертолетах в Ухту, оттуда специально прилетевшем вторым Ту-154 «Алросы» в Москву, тут все действительно быстро прошло. Важно что командир был с пассажирами].

(Полярный - название аэропорта города алмазодобытчиков Удачный. В авиации это место - именно Полярный. Туда из большой техники садится только Ту-154, свои особенности)

- В Дагестане Вы летали с какого года?
- По распределению я туда попал после училища, в 1991 году.

- Было тогда ощущение, что в регионе все к нехорошим событиям ведет?
- Да нет. Мы спокойно летали, на горные аэродромы. Я сам с Челябинской области, для меня было удивительно - горы, море (восхитительные оценки дает). Потом все как-то очень резко случилось и уже боевые действия. Когда первая чеченская война началась, запретили полеты в горы. Я уехал в Академию учиться [поступление в 1994м – это еще до боев, хотя прозвучало что «началось все в 1993м». Война началась в декабре 1994]

- Куда Вы летали в Дагестане, на какие аэродромы?
- Базировались наши Ан-2 в Махачкале. Летали в горные районы, пассажиров возили. Ботлих, Агвали, Карата, Голотль, Хасавюрт, Хунзах. Забирались на эшелоны 2100-2400 метров. На химии я работал в Хасавюртовском районе, там уже равнина.

Карта Дагестана .

Заметка из газеты "Воздушный транспорт", сентябрь 1994.



- Как Вы думаете, что стало причиной заката «Внуковских авиалиний» [где Вы проработали несколько лет]?
- Тогда же многие компании закрывались. Это конец 1990х. Наверно какая-то не совсем грамотная финансовая политика либо еще что-то… Я не могу тут прокомментировать в деталях. И сейчас ведь компании разваливаются – пример «Трансаэро» свежий. Хотя в стране нормальная ситуация была, а тогда [в конце 1990х] и в стране ситуация была не очень.
Хотя когда я там работал, я и представить не мог, что «Внуковские авиалинии» могут развалиться. Потому что это Внуковское производственное объединение. С него начиналось освоение Ту-154 [в 1970х]. Базовый перевозчик аэропорта Внуково. Но случилось вот так.

- А как?
- Когда стало совсем плохо, это 2000-2001 год, задержка зарплаты была до 9 месяцев. Надо было семью кормить. Нам сказали, ребята, если найдете место – авиакомпанию, где можно подработать – работайте. Отпуск за свой счет берите. «Алроса» тогда развивалась, они взяли 5 или 6 Ту-154М. Они приглашали экипажи. Я к ним просился полгода. И они нас взяли – летом 2001 года поработать. Мы лето отработали там, уже осень. Когда во Внуково начали квиточки раздавать на сокращение, то в принципе нас первых и сократили, потому что уже была работа. Я был молодой совсем. В общем, как-то относительно безболезненно получилось. «Алроса» свою эскадрилью сделала в Москве.

- А как Николай Дмитриев, бортпроводник в Вашем экипаже оказался в ижмовском рейсе? Он ведь тоже со Внуково.
- Так у нас все внуковские и работали. Он не сразу в «Алросу» пришел, позже. Но пришел. А в том рейсе – просто так совпало. Он и сейчас у нас летает. Единственный из той бригады.

- Сотников с аэропорта Ижмы, он молодец?
- Там была вертолетная площадка. Да, наверно, и сейчас есть. Вертолеты садились на перрон, не на полосу. Там были предложения складировать на полосе лес. Машина подъезжает, забирает – удобно. Это сделано не было. Сотников не дал. …Он уникальный человек, труженик. До сих пор работает.

...очень приятные впечатления от встречи с Евгением Геннадьевичем остались.

ПС. Скорее всего и даже наверняка, этот экипаж еще побывает у нас на открытии самолета уже как памятника. И, вероятно, мы узнаем новые детали по Ижме и вообще вокруг нее. Это теперь и новосибирская история (хотя и достаточно неожиданно).

Суббота, 29.08 в Толмачево. Торжественный проход Ламанова над полосой. Первый раз такое видел на Ту-154, высота 30 метров или ниже:



ПСС. Буклет из салона RA-85684, датировка - август 2018. Интересно, что делала "Алроса" на Маврикии, в Анголе, Исландии...





Из предыдущих постов: внутри первого памятника Ту-154 RA-85628 в Толмачево перед установкой - тут .

Где поставят новый памятник - тут .

  • 1
Спасибо за интервью. Эх, перевернули еще одну страницу истории нашей авиации…

У ДМД есть шанс получить вторую Мку "Алросы" 😆

Edited at 2018-09-30 08:39 am (UTC)

Было бы здорово, но очень сомневаюсь, что для нее найдется место.

В Анголе, например, "большая" АЛРОСА имеет алмазные рудники, совместное предприятие.

Да, это самый простой вариант из трех стран. Маврикий - видимо отдых, возможно после Анголы сразу. Рейкьявик - то ли тоже выездное совещание или чартер обычный под турфирму.

А где его планируют поставить? ИЛ-86 вроде так и не установили?

Как раз рядом с Ил-86. Ил на гуглкартах должно быть хорошо видно.

Чего-то на карте у них не отмечен Певек, туда они тоже летают. Пока ещё летают...

  • 1