?

Log in

No account? Create an account

Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
Первые на Ту-104 - "и танцы под настоящий оркестр"
avro_live


Из воспоминаний штурмана первого рейса Ту-104 в Толмачево в 1957 году Василия Чекмасова.

В "Толмачево" попал в 1957 году. Летную работу начал на По-2 в Белоруссии во время войны. В 1953 году закончил штурманское отделение Бугурусланского училища ГВФ и по распределению попал в Новосибирск (вместе с еще двумя будущими толмачевскими штурманами Ту-104 Николаем Аристовым и Олегом Мерзликиным). В городском порту летал на Ли-2, Ил-12 и Ил-14. В октябре-декабре 1956 года переучился на Ту-104 в Москве, весной получил там же во "Внуково" первую практику полетов на новой реактивной машине и стал штурманом 114 авиатранспортного отряда ЗСТУ ГВФ, который фактически базировался в Новосибирском городском аэропорту и выполнял полеты на Ил-14. Реактивщики сначала также были приписаны к этому отряду, т.к. многие, если не все, в нем ранее и летали.

Фото выше из интернета - Внуково, туда летали первые Ту-104. Загрузка через переднюю левую...

12 июня 1957 года был выполнен первый пассажирский рейс на Ту-104 из "Толмачево" в Москву [с посадкой в Свердловске]. Василий Чекмасов был в составе первого новосибирского экипажа. Командиром корабля был Виктор Маркович Купало. По воспоминаниям жены штурмана, о дате первого полета было известно примерно за неделю. Тогда в "Толмачево" экипаж Купало был единственным, имевшим допуск на регулярные рейсы. Утром 12 июля Василий вышел из дома как обычно, и также, как всегда около 10 вечера вернулся, в хорошем настроении. Был горд за первый полет, но судя по всему, особого торжества в этот день в "Толмачево" не было [до сих пор не нашел ни одной заметки про первый рейс в местных газетах за июль 1957го - Глеб]. На следующее утро уехал, как всегда, на разбор.
Весь июль этот экипаж и обслуживал рейс в Москву. Налет Василия Чекмасова на Ту-104 в этом месяце составил 61 час, что соответствует семи полетам в Москву и обратно. Самолет тоже был один.
В августе добавилось еще два экипажа, на основе которых была создана авиационная эскадрилья реактивных самолетов (АОРС), позже переименованная в 204 летный отряд.
Каждое утро, кроме воскресенья (субботы тогда были рабочие), все летчики Ту-104 приезжали в "Толмачево" к 9 утра на "разбор". Даже если полетов в этот день у них не было. Ездить приходилось из Северного аэропорта, так как никакого жилья в Оби еще не было. В 1958 году был сдан первый жилой дом для гражданских авиаторов (дом №2), в котором получили квартиры первые реактивщики и технический персонал, обслуживающий Ту-104. Среди них были Василий Чекмасов, Шишкин, Норкин, Помелов, Павел Афанасьев, Александр Гриценко, Бабушкин, Юрий Белов – радист, Лукьянов – бортмеханик, Стрежанов – радист, Черников – КВС, Тлеухабылов – штурман, Зиновьев – штурман.

01. Такой он был в жизни.



Вскоре после сдачи первого "летного" дома появился второй (№1), в который также поселились семьи летчиков и авиатехников. Рядом, на месте нынешних пятиэтажек Авиагородка, за забором располагались бараки воинской части. Никакой гражданской инфраструктуры – магазинов, детских садиков, поликлиники – не было. Продукты покупали в местном Военторге. Для этого, с помощью Купало удалось получить пропуска на военную территорию.
Первый садик был открыт только в 1964 году. До этого момента дети авиаторов были на попечении своих мам. Места в садике были большим дефицитом большая очередь. Женщины соскучились по работе.
Снабжение летчиков в первые годы реактивных полетов было поставлено на широкую ногу. Также, как и на Ил-14 в городском порту, летчикам выдавали форменную одежду. Она включала меховую куртку, костюм, унты, перчатки, теплое белье и даже носки. Потом ассортимент снизили, оставив его в полном размере только для бортмехаников, которые работали под самолетом в любую погоду. Затем была введена более простая стандартная синяя форма ГВФ, которую помнят многие сегодняшние авиаторы.

02. Экипаж ТОАО Героя Советского Союза Михаила Макарова (справа). Героя получил за полеты на Ил-2 не Севере во время войны. ...грузят тоже через переднюю левую.



Летали первые толмачевские летчики Ту-104 достаточно часто и много. Годовой налет составлял 500 и более часов. У Василия Чекмасова в летной книжке стоит за 1974 год – 700 часов налета.
Экипажи Ту-104 периодически проходили обучение по боевому применению в частях Дальней авиации на Ту-16.
Имея возможность бывать в разных городах летчики часто привозили гостинцы домой. С востока везли рыбу и морепродукты, включая такие диковинки для Сибири как крабы и креветки, из Ташкента, Минвод и Симферополя – фрукты. Было время в начале 1960-х, когда в Новосибирске были перебои с хлебом. Его обычно привозили к вечеру, а очередь жители занимали уже с утра. Поэтому летчики везли хлеб из Москвы, Ленинграда, Киева.
В праздники было традицией собираться всем домом. При этом, мужья часто бывали в такие дни в полетах. Маленьких детей обычно отдавали приглашенной бабушке, а сами устаивали вечеринки.
Потом появились специальные вечера для летного отряда. Большая заслуга в их организации также принадлежит Виктору Марковичу. Благодаря его связям и возможностям, летчики с женами несколько лет подряд праздновали Новый год в актовом зале Горисполкома (нынешней мэрии). Женщины начинали готовиться к этим вечерам месяца за три – шили платья и подбирали лучшие украшения. На этих праздниках всегда были артисты и танцы под настоящий оркестр.

ПС. Про Ту-104 в одной из статей 2004 года

Posts from This Journal by “1956” Tag


  • 1
С интересом прочел.

Хорошая история из романтичных времён :)

А что за грузовик на первом фото?

По теме спецтранспорта я не спец. Можно посмотреть вот здесь

https://aviaforum.ru/threads/aehrodromnaja-texnika.2789/

Спасибо, полистаем.

  • 1