?

Log in

No account? Create an account

Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
Колорит Худжанда (рассказ представителя)
avro_live


Нечасто в России можно увидеть свежие публикации о жизни в Средней Азии. Ниже рассказ представителя S7 Airlines в  городе Худжанде, Таджикистан. Текст 2012 года.

Активное развитие S7 в Средней Азии началось несколько лет назад и продолжается в настоящее время. ...Мы встретились с руководителем представительства авиакомпании в Худжанде (Таджикистан) Фазлиддином ХАСАНОВЫМ, которой с удовольствием рассказал о работе и своем регионе.

Что собой представляет современный Худжанд? Кто-то может помнить его еще по советскому названию Ленинабад. О чем нам напоминает код аэропорта LBD…

Город у нас старинный, столица древней Согдианы. Он был удачно расположен на маршрутах Шелкового пути на западе плодородной Ферганской долины. Это север Таджикистана. Еще при СССР отмечалось 2500-летие Ленинабада, который в 1991 году был переименован в Худжанд. Население город сейчас составляет около 200 тысяч человек, это больше чем в советское время. Основной приток жителей идет из сельских районов. Худжанд является центром густонаселенной Согдийской области. Жители области как раз являются нашими основными пассажирами, совершая регулярные поездки на заработки в Россию.
Расположен Худжанд на берегах Сырдарьи, менее чем в 50 км от границы с Узбекистаном и в 15 км от Киргизии. Через наш город проходит автотрасса Душанбе – Ташкент. На ней совместно с китайцами недавно построено два тоннеля, каждый длиной более 5 км на высотах свыше 3000 метров. В результате наземный путь от Худжанда до Душанбе длиной 300 километров можно преодолеть за 4 часа. Теперь сообщение стало круглогодичным, ранее на зиму перевалы закрывались. Час полета по этому маршруту самолете стоит от 75 долларов в одну сторону, летает, в частности, МА-60 китайского производства, развитие Ан-24, единственный в СНГ (сейчас летает 737-300 и иногда 737-900 Somon - Глеб).

Во время СССР в Ленинабаде была развита промышленность, на предприятиях трудилось много русских специалистов. В пригороде Чкаловске, например, расположен комбинат «Востокредмет». Из его продукции была сделана первая советская атомная бомба. Было много и других производств, тесно связанных поставками с другими республиками Союза. Но отраслевые связи в начале 1990-х разрушились. Сейчас в Худжанде из русских остались только пожилые жители, молодежь вернулась в Россию. Тем не менее, в 1990-х годах открылось единственное в городе диппредставительство – Консульство Российской Федерации.
Сегодня Худжанд живет торговлей, выращиванием и обработкой фруктов и хлопка, растут показатели легкой промышленности, в области ведется добыча полезных ископаемых, включая золото. Развиваются средние и мелкие промышленные предприятия, в том числе, с участием иностранного капитала. Из известных российских компаний в регионе представлены «Билайн», «Мегафон», «Газпромнефть».
Недалеко от Худжанда расположен город Пенджикент, в котором располагается единственный в стране объект Всемирного наследия ЮНЕСКО – поселение Саразм, возраст которого составляет более 5000 лет. Земледелие здесь развивалось еще до нашей эры. Пенджикент также славится Фанскими горами. Высоты превышают 5000 метров и привлекают альпинистов из разных стран. В свое время здесь бывал известный автор-исполнитель Юрий Визбор, написавший песню про эти горы.

Как развивалась миграция с севера Таджикистана в Россию?

Активные поездки в Россию начались в самом начале 2000-х. Первые мигранты пользовались поездами и автобусами. В 2003 году в Худжанде открылось представительство челябинской авиакомпании «Энкор», тогда же я открыл свой авиационный стаж. У челябинцев было два направления – Москва и сам Челябинск. В Москву также летали самолеты Tajik Air. В 2004 году рейсы «Энкора» продолжила выполнять «Сибирь». Достаточно быстро мы открыли рейс в Новосибирск.
Cегодня расписание аэропорта включает регулярные рейсы более чем в 10 городов РФ, от Краснодара до Иркутска, выполняемых несколькими авиакомпаниями, в т.ч. двумя таджикскими (и сейчас тоже Россия идет на первом месте среди стран назначения - Глеб). ...В Новосибирской области, например, таджикская диаспора включает 73 тысячи человек.

Насколько велика сезонность в перевозках?

Если в первые годы работы представительства, с 2004 года, загрузка рейсов часто была односторонней, то примерно два года назад она выровнялась и является достаточно высокой в обоих направлениях. 90% пассажиров – трудовые мигранты - мужчины в возрасте от 18 до 50 лет. Многие из них официально устроены на работу в России и прилетают домой уже не на полгода, как раньше, а в короткий отпуск. И летают уже по два раза в год. Миграционный поток в Россию ежегодно увеличивается. Остальные 10% пассажиров делятся примерно пополам – россияне и жители дальнего зарубежья. Круглый год идут бизнес-поездки, летом - отдых в местах, где для многих прошло детство и юность, а также горный туризм и исторические раскопки.

Какие современные пассажирские технологии представлены в Худжанде?

Можно смело сказать, что все новые технологии пришли в аэропорт Худжанда благодаря нашей авиакомпании. Гендиректор аэропорта, ранее, в 37-летнем возрасте, возглавлявший Ленинабадский авиаотряд и вернувшийся в аэропорт 4 года назад, Маруфджон Мирзаджанович Махмудов всегда идет нам навстречу в нововведениях. Новые сервисы приносят дополнительное удобство и для пассажиров, и для аэропорта, делая его более современным.
Началось это развитие с внедрения на наших рейсах электронных билетов в 2008 году. Сначала я думал, что народ не поверит. Даешь живые деньги, получаешь простой бумажный лист… Думал, что у нас все это затянется на 2-3 года. Но произошло все достаточно быстро, в течение нескольких месяцев. Чтобы не было соблазна пользоваться бумажными бланками, мы с помощью коллег из Новосибирска довольно быстро от них избавились. И сама жизнь заставила пользоваться маршрутными квитанциями как пассажиров, так и службы аэропорта.
Мы активно рекламировали преимущества e-ticket по местному радио и телевидению, на всю Согдийскую область, а это более 2 миллионов человек. А преимущества для наших пассажиров были очень существенными. У нас часто покупают билеты из России для родственников в Худжанде и области, или из Таджикистана – например, родители для студентов. Раньше надо было передавать деньги или сами билеты. Сейчас оплатить можно где угодно. Пассажирам достаточно просто приехать в аэропорт со своим паспортом. Есть свои плюсы и для агентов – не надо пересылать в головной офис бумажные купоны, все идет в электронном виде.
Затем, благодаря подключению DCS, мы первыми предложили услугу сквозной регистрации пассажиров и багажа. В то же время, регистрации на сайте S7 у нас пока нет. Онлайн-продажа также не очень развита (похоже, что до сих пор - Глеб). Тут еще далеко до российских показателей. Платежи по банковским картам в Худжанде практически отсутствуют. С карт просто снимают деньги в банкоматах, как в России десять лет назад. Терминалов для оплаты нет даже в крупных супермаркетах (сейчас уже может быть есть - Глеб). Поэтому, как и раньше, популярна покупка билетов в кассах. Например, в центре Худжанда на расстоянии 100 метров расположено более 25 касс разных агентов. Купить авиабилеты можно и во всех районах области.
Первыми в Худжанде мы стали обслуживать пассажиров напитками и питанием при задержках рейсов. Наши рейсы ходят достаточно регулярно, но такой работой с пассажирами при задержках мы также положительно выделяемся на фоне конкурентов.... Пассажир ценит заботу, безопасность, новую технику, удобство расписания. Ночные рейсы позволяют прилетать в Москву рано утром, что позволяет не платить деньги за лишнюю ночевку в столице, а также иметь время для пересадки в другие регионы России.

Какие еще особенности есть в аэропорту?

Каждый рейс обслуживает два представителя. Всего у нас в штате 8 человек. Когда происходят редкие задержки более 2 часов, выводим дополнительный персонал. Стоек регистрации – три. Бизнес-пассажиры, которые у нас также есть, обслуживаются в отдельном бизнес-терминале. В части производства, мы получаем из головного офиса S7 flight plan на обратный рейс и передаем экипажу. Представитель работает на прилете с багажом еще до выхода бортпроводников. Разворачиваем рейс за 1 час. Когда к нам год назад летал А310, его тоже разворачивали за час. Авиакеросин в Таджикистане не производится. Его ТЗК покупает в Туркмении и в России. Телетрапов пока нет, так как климат у нас теплый. Первая зелень, миндаль, появляется на улицах в начале марта. А затем листья распускаются на абрикосовых деревьях. Приезжайте в гости, увидите все своими глазами.

Кроме Худжанда, S7 летает  в Душанбе из Новосибирска. В Худжанд - из Новосибирска и Москвы.

На фото - международный терминал Худжанда, 2012.

Posts from This Journal by “представитель” Tag