Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
Ан-10 в Новосибирске - как отказалось ЗСУ
avro_live


Встречались на праздниках с новосибирскими ветеранами (все бывшие военные с училищ, летали на Ил-28) - пилотами Ан-24, Ил-18, Ту-154 – так у них движение вверх по типам шло. Расскажу одну часть из беседы. Про Ан-10. То, что они были в Новосибирске, в общем, не секрет. Но деталей мало, давно было, 60 лет назад почти. Тут понятно, не архив и не документы, но то, что в памяти отложилось у очевидцев. Со всеми поправками на память, само собой. Память тут коллективная. Участвовали: Самохвалов, Федорченко, Быков, Балакирев и Шевченко.

Сначала рассказы, потом известные факты. Фото из интернета. Выше - фото из Сочи, как я понимаю.Куда Ан-10 из Новосибирска летали уже в 1959м.

Ан-10 в Новосибирске
- Ой, упаси бог на них летать…
- В Северном у нас многие в отряде на него готовились. С Ил-14 на Ан-10. Но Ширяев (начальник ЗСУ ГА в тот момент – Глеб) их не взял. И правильно сделал, кстати. Он тогда приехал сам на разбор по поводу Ан-10… Переучились на него Шатунов, Крюков, Искоренко…
- Нет, слушай сюда… (другой пилот вступает в разговор).

...В 1959 году наш Новосибирский отряд в Северном получил четыре Ан-10. Они стояли в Толмачево, вот тут напротив ангара (ангара тогда еще не было, но стоянки, видимо, уже были – Глеб). На борту было написано крупно красным цветом «Украина» (эта надпись, судя по всему, была только на первом предсерийном СССР-У1957 - Глеб). Первым командиром, который ввелся на Ан-10, был Ковун Леонид Иванович. Бывший замполит летного отряда (114ЛО в Северном). И был рейс у нас на Ан-10 Новосибирск – Ташкент. А потом один Ан-10 на Украине разбился, в 1959 году. После чего Ширяев ногами-руками уперся – мне эти самолеты не нужны.



Как закрыли программу в ЗСУ
- …И в 1960м году их разогнали (Ан-10 в ЗСУ). Я одном разборе был. Это в Кемерово, в начале 1960го года. Там стояла тогда эскадрилья Ил-14, которая формально была в составе Кемеровского 196 ЛО, но это все были новосибирцы. В эскадрилье было несколько пилотов, уже переученных на Ан-10 (я там был молодым вторым пилотом Ил-14). И вот Ширяев тут же при нас звонил из Кемерово в Сыктывкар, там уже были базовые Ан-10. Крюков, пойдешь в Сыктывкар? Шатунов, пойдешь туда-то… Всех прямо из кабинета так устроил, по управлениям. В Сыктывкаре потом катастрофа была вскорости. Не знаю, как там Крюков летал.

Пассажирские впечатления
- На Ан-10 был в третьем салоне диван во всю ширину. Приходишь, ложишься…



- Мы как-то полетели на переучивание на Ил-18, я шел с Ан-24. Попали на этот Ан-10, в задний салон сели. Я вообще думал… на потолке все скрипит, ужас… Там все коммуникации, гидросистема - сверху. Как и на Ан-24 у него на днище только скуловые балки, чтобы на грунт садиться, а все идет поверху. Как говорится: «Кверху жопой центроплан, это что за аэроплан» (смеются) Это Антоновские все машины. (про Ан-24 тоже отзывались не очень уж хорошо, в части пилотирования верхоплана).



Из другой встречи с бывшим начальником АТБ Новосибирска-Северного Яковенко
…в начале 1960х Новосибирск не просто планировал базировать Ан-10 (известно, что обучались новосибирские пилоты и есть их ФИО, бортовые номера тоже известны), но и что базировать их хотели в Нске-Северном, а не в Толмачево. Были даже получены самолеты, но в Толмачево и быстро их отдали в другие предприятия. Вот про базировку в Северном непонятно... где об этом можно узнать? В приказах по предприятию? Где находится обычно архив предприятия, если оно закрыто, как нынче Северный?
Комментарий от Аleck: «Планы ГВФ по распределению этих самолетов составлялись в начале 1957 года». Тогда в Толмачево еще не выполнялось регулярных пассажирских рейсов, они пошли с июля. Предполагаю, что Северный тут был все-таки ширмой для Толмачево и базировать их планировали именно там.

Что нашлось по итогам встречи в интернете:

Первая катастрофа во Львове, 1959
Вики: в понедельник 16 ноября 1959 года Ан-10 Киевского авиаотряда СССР-11167 выполнял рейс Москва – Львов (третий за день), 32 пассажира и 8 членов экипажа … В 19:06 МСК при заходже не посадку на высоте 110 метров закрылки были выпущены в посадочное положение, когда Ан-10 вдруг резко перешёл в пике, после чего под углом 25° в 1000 метрах до БПРМ (2100 метров до торца ВПП) врезался в заснеженное поле, перевернулся и взорвался, при этом полностью разрушившись. В результате чего погибли 40 человек. Налет данного борта составил 277 часов. Построен был в Воронеже.

Причем - сразу вторая катастрофа (тот же самый рейс, тот же третий полет самолета в этот день тот же летный отряд, шестой день эксплуатации борта после получения с завода…). Ну и КГБ, думаю, там тоже хорошо потрудился, в части подозрений на диверсии. Понятно и нежелание его базовой эксплуатации (первый борт упал еще на испытаниях в 1958 году).

Вторая катастрофа во Львове, 1960
…спустя всего три с лишним месяца 26 февраля 1960 года при таких же обстоятельствах потерпел катастрофу Ан-10А борт CCCP-11180. …на высоте 90—100 метров Ан-10 вдруг резко опустил нос, перейдя в пикирование. На высоте 60—70 метров экипаж было начал его выводить из этого положения, но затем самолёт вновь опустил нос и в 16:57 под углом 20—25° врезался в землю в 350 метрах от БПРМ (1400 метров от торца ВПП по курсу посадки 315°). Промчавшись по земле 150 метров, авиалайнер полностью разрушился, но не загорелся. …выяснилось, что когда самолёты Ан-10 заходят на посадку в условиях обледенения с выпущенными закрылками, то у них появляется склонность к самопроизвольному переходу в пикирование, так называемый «клевок». Причиной этого является выход стабилизатора на закритические углы атаки, так как при обледенении этот самый критический угол стабилизатора уменьшается.

Катастрофа в Сыктывкаре, 1963
Вики : …8 февраля 1963 года в районе Сыктывкара потерпел катастрофу Ан-10А компании Аэрофлот, в результате чего погибли 7 человек. …Самолёт выполнял тренировочный полёт, в ходе которого проводилась инспекторская проверка техники пилотирования у лётного состава Сыктывкарского авиаотряда. …Ан-10 заканчивал второй разворот, либо только его закончил, когда отказали три двигателя: № 1, 2 и 3. Экипаж увеличил мощность оставшегося двигателя № 4, но асимметрия тяги привела к вводу авиалайнера в левый крен. …10 км от аэропорта. (Крюкова на борту не было).

Вот видео сыктывкарского Ан-10 в полете: https://vk.com/feed?w=wall-53283116_9582



Всего было 12 катастроф, в т.ч. три в учебных полетах и один на испытаниях.

Эксплуатанты по состоянию на 1966 год (с russianplanes )
Украинское (Киев, Львов, Харьков)
Белорусское (Минск)
Молдавское (Кишинев)
Коми (Сыктывкар)
Приволжское (Куйбышев)
Северо-Кавказское (Ростов-на-Дону)
Восточно-Сибирское (Иркутск)
Дальневосточное (Хабаровск до 1965 г)
Ульяновская ШВЛП



После списания (оттуда же)
…Вскоре (после летней катастрофы под Харьковом в 1972 году) вышел приказ по «Аэрофлоту» о списании основного парка Ан-10 и Ан-10А за исключением небольшого количества самолётов самых последних серий с незначительным налётом (они после техосмотра были переданы транспортным подразделениям Министерства авиационной промышленности для перевозки срочных грузов). Один из Ан-10 на полигоне Витшток (16-я воздушная армия Группы советских войск в Германии) использовался в роли цели типа «Самолёт АВАКС» на поле, имитировавшем вражеский аэродром. 11 самолетов типа Ан-10 и Ан-10А были установлены в различных городах СССР в качестве авиапамятников, детских кафе, тиров.

Добавлю: памятников Ан-10 в Западной Сибири было целых три – в Кемерово (город), в Омске и Новосибирске (в пионерлагерях).

Экс-толмачевские Ан-10 ( russianplanes )
11155 – ушел из Новосибирска в Хабаровск, потом в Харьков. "Снимался" в худфильме "Настоящий мужчина", Белорусьфильм, 1971.
11178 – ушел в Ростов
11179 – ушел в Харьков
11198 – ушел в Хабаровск, потом в Сыктывкар.

Самолет НАПО
11156 – до 1972 года летал в Украинском УГА, потом в Кишиневе, потом попал в МАП. Установлен как памятник в лагере «Чкаловец» в 1976 году (как туда попал – не знаю, от города далековато). Я там был в 2007м, есть серия фото борта. Года через три его порезали.

Размеры
Длина Ан-10 - 34 метра. Такой же, как А319.

Первые рейсы в Новосибирске
Кто выполнял, не совсем понятно, но в книге об истории Толмачево издания 2007 года, есть запись, что в [первой половине] 1959 году Новосибирск с Сочи связали Ан-10 (два маршрута, не совсем понятных - один через Киев, второй через Свердловск). Оригинал этой новости: ГА, 1959, №6. Это вполне могли быть украинские машины. Aleck говорит, что эти рейсы выполняли ростовские машины.




Posts from This Journal by “Ан-10” Tag

  • Ан-10 под Новосибирском. Много фото-2007

    Был такой самолет. И был такой памятник. Короткую историю Ан-10 в ЗСУ ГА я недавно прописал тут. А здесь история другая. Самолет попал в…

  • Из истории аэропорта Сочи (до 1967 года)

    Исторический обзор по мотивам брошюры Политотдела Северо-Кавказского управления гражданской авиации 1967 года. Выпущено в городе Ростов-на-Дону…

  • Сахалинский транспорт 1960-70-х (30 фото)

    Отец у меня, когда работал учителем в школе, каждый год (почти) ходит со школьниками старших классов в походы по острову Сахалин. И по пути…

  • Воронеж и авиация

    Заинтересовался тут вопроосом про "вообще авиацию" в Воронеже. Ниже тезисы, если кто может - уточните, при неточностях. АЭРОПОРТ Название -…

  • История Ан-10 в Хабаровске

    Из рассказа бывшего технического директора «Дальавиа» Александра Павловича Дубинина, записанного в Хабаровске в ноябре 2014 года. На…


  • 1
Очень интересно! Впервые услышал про этот тип...

Ну как, известный тип-то.

Интересный рассказ


длина как у А319!
блин, а представляется Ан-10 каким-то огромным...
его самого вживую, кажется, не видел, но 12-е до сих пор нет-нет да пролетают над домом. кажется такой махиной!


Да, у него видимо невысокие спинки кресел и большой диаметр фюзеляжа. За счет этого места - как будто в Ил-86. Да даже больше!

И при всем этом... В узком фюзеляже А319 - 144 кресла, а в первых Ан-10 - максимум 100 было. Потом до 112 расширили.

Edited at 2018-01-09 08:15 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account