Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
История Ил-18 в Толмачево
avro_live


Ил-18 летают до сих пор, а начали летать еще при Хрущеве (летом 2017го исполнилось 60 лет). Мне удалось поймать Ил в Толмачево крайний раз в 2004 году - фото выше. Примерно этого же периода этот текст, собранный из общения с ветеранами Летного отряда Ил-18 в Толмачево.

История самолета Ил-18 в Толмачево

Когда разговор заходит об истории Толмачевского объединенного авиаотряда (ТОАО), обычно вспоминают самолет Ту-104, который в 1957 году совершил первый пассажирский рейс из Толмачево. Однако на фоне первенца советской реактивной техники отходит на дальний план история лайнера Ил-18, который также долгое время эксплуатировался в ТОАО. Сегодня мы рассказываем об этом турбовинтовом самолете и его работе в Новосибирске.

Достоинства



Самолет Ил-18 в какой-то степени уникальная машина. Он создавался в одно время с Ту-104, Ан-10, Ту-114, однако его ровесники в лучшем случае существуют только в виде памятников. В то же время Ил-18 продолжает свою трудовую деятельность.
Долговечность этого лайнера объясняется его отличными даже по современным меркам экономическими характеристиками – расход топлива на час полета составляет на Ил-18 2-2,2 тонны, в то время как сравнимый с ним по классу Ту-104 потреблял в два с лишним раза больше - 4,5 тонны. Самолет Ту-154М при перевозке в полтора раза большего количества пассажиров расходует 5 тонн в час, то есть почти в два с половиной раза больше, чем Ил-18.
Скорость турбовинтового Ил-18 конечно ниже, чем у реактивных самолетов, но это не мешает ему пользоваться своими преимуществами как в экономике, так и в дальности полета с коммерческой нагрузкой, достигающей у Ил-18Д 6500 км. Кроме того, Ил-18 способен садиться и взлетать с очень коротких полос длиной до 1500 метров.

Ил-18 в Толмачево



К фото - в СССР тоже были дизайнеры, которые могли путать картинки.

В Новосибирске Ил-18 попал в исторический промежуток между освоением двух основных типов самолетов Толмачевского авиаотряда - Ту-104 и Ту-154.
Первый базовый Ил-18 прибыл в Толмачево весной 1967 года. Это был борт СССР-75548. В 70-х годах единовременное количество этих самолетов на предприятии, со слов ветеранов, варьировалось от 10 до 20 машин. Часть Ил-18 списывалась, часть поступала из других авиаотрядов, в том числе из Ташкента, Душанбе, Прибалтики.
В Новосибирске эксплуатировалось самолеты в модификации Ил-18В и Ил-18Д в компоновке на 100 пассажирских кресел. Осенью 1979 года в ТОАО поступил первый лайнер в грузовом варианте. Затем в Новосибирск прибыло еще несколько таких машин. Это были Ил-18 с большим налетом, переделанные из пассажирских модификаций. Их грузоподъемность составляла 13,5 тонн.
Списали новосибирские Ил-18 весной 1985 года.

География полетов и перевозки



Фото из интернета.

Регулярные пассажирские рейсы на базовых Ил-18 выполнялись из Новосибирска в Краснодар (ежедневно), Сочи, Анапу, Симферополь, Львов, Алма-Ату, Ташкент, Фрунзе, Хабаровск, Благовещенск, Якутск-Магадан, дважды в день самолеты следовали по маршруту Улан-Удэ – Новосибирск – Москва. Толмачевские Ил-18 также связывали Кемерово, Новокузнецк, Омск, Барнаул и Томск с южными курортами. Рейсы из этих городов в Москву в то время выполняли московские экипажи.



Из книги по истории Толмачево. Тут надо доизучать, кто чаще летал - новосибирцы или москвичи.

Было большое количество чартерных рейсов. На отдых в Кишинев возили детей, на Камчатку и Сахалин – призывников. Причем рейс Новосибирск - Петропавловск-Камчатский выполнялся без посадки и длился более восьми часов.
«Грузовики» в основном возили фрукты и овощи по направлению юг-север. В Баку базировался специальный сводный авиаотряд, который обеспечивал эти перевозки. Его командиром одно время был Эдуард Петренко, командир авиаэскадрильи Ил-18 Толмачевского ОАО. Самолеты сводного отряда доставляли фрукты в Норильск, Певек, Анадырь и в другие, более близкие северные города. Остальные грузы на Ил-18 перевозились по самым разнообразным маршрутам.
«Мы могли перевозить все, что помешалось в самолет: подшипники, золото, запчасти, даже глубинные бомбы и снаряды. В 1982 году два толмачевских Ил-18 в течение двух недель возили в Москву на очередной съезд КПСС рыбные деликатесы из Охотска», - вспоминает бывший командир самолета Иван Чаусов.
Периодически грузовые полеты выполнялись по кругу, например, Новосибирск - Киров - Якутск - Владивосток - Новосибирск или Новосибирск - Харьков - Винница - Челябинск - Новосибирск (в обоих случаях указаны реальные маршруты). На каждом отрезке груз мог быть разным.

114 летный отряд



Кто на фото - не знаю, но это Толмачево. Удивительно сейчас выглядит почти вертикальный наклон остекления.

Основное летное подразделение Ил-18, 114 летный отряд (ЛО) появился в «Толмачево» в апреле 1967. Первым командиром отряда стал Георгий Александрович Сарафанкин (встрачались с ним летом 2017 – Глеб). Формировался 114 ЛО в основном за счет летного состава Новосибирского авиаотряда.
В период наиболее массовых перевозок на Ил-18 в толмачевском летном отряде было три эскадрильи, по 10-15 экипажей в каждой.
«Самолет имел отличные летные характеристики, летать на нем было нетрудно даже пилоту средней квалификации. Переучивание на Ил-18 проводилось как стандартным путем, после Ли-2, Ил-14 и Ан-24, так и сразу с Ан-2 и даже с вертолетов Ми-4. В свою очередь наш отряд был базой для дальнейшего переучивания на самолеты Ту-154, которые стали поступать в Новосибирск в 1974 году. В 70-80-х годах более двадцати человек из 114 отряда перевелось в Москву, и часть из них стала летать на международных линиях», - рассказывает другой бывший командир Ил-18 Петр Клюев.

Техническое обслуживание



Фото из газеты ЗСУ ГА "Крылья советов", Новосибирск.

Первые толмачевские авиатехники прошли обучение на Ил-18 и приступили к оперативному обслуживанию этого самолета еще в 1962 году. Базовая эксплуатация началась через пять лет. И здесь можно сравнивать два основных лайнера ТОАО до появления Ту-154.

«По сравнению с Ту-104 Ил-18 был более капризной машиной. Летом при температуре выше 30 градусов тяжело запускались двигатели. В морозы приходилось идти на самолет за 3-4 часа до вылета, чтобы прогреть каждый из четырех двигателей и кабину с пассажирским салоном. Зимой периодически возникали дефекты в силовой установке, особенно в случае больших перепадов температур на стоянке, скажем, минус 10 в Новосибирске и минус 40 - в Якутске. Сказывалось большое количество механических передач в турбовинтовом двигателе. Зато салон в Ил-18 был красивее и ухоженней, чем в Ту-104», - делится воспоминаниями ветеран Толмачевского авиаотряда и авиакомпании «Сибирь» Геннадий Петельский, в числе первых новосибирцев изучавший Ил-18 еще в 1962 году.

Литерные рейсы



Компоновка выше - из книжки времен активной эксплуатации самолета. Была ли именно такая компоновка в Новосибирске, я не знаю.

Через аэропорт часто выполнялись литерные рейсы на Ил-18, которые долгое время были основным самолетом правительственного авиаотряда. Впервые на Ил-18 в Новосибирск прибыл Никита Хрущев. Произошло это после поездки в Пекин в октябре 1959 года (тут надо бы проверить, источник не помню – Глеб). Летом 1966 года в Толмачево встречали Президента Франции Шарля де Голля. Из Новосибирска Ил-18 доставил его на космодром Байконур.
В 1996м и 2000м годах визиты Президентов России Бориса Ельцина и Владимира Путина в Новосибирск в качестве вспомогательных самолетов также обслуживали лайнеры Ил-18.

Интересные случаи

Их в новосибирской истории Ил-18 тоже хватало. В 60-х годах с потолка толмачевского ангара на самолет падала большая асбестовая плита. Как-то раз у приземлившегося северокорейского Ил-18 были обнаружены забоины на всех четырех винтах, как потом выяснилось, вовремя не убрали сугробы возле полосы. Толмачевские техники по команде сверху оперативно заменили винты, сняв почти новые с своего базового самолета. Однажды в полете по маршруту Фрунзе - Новокузнецк в первом пассажирском салоне Ил-18 вдруг появилась змея. Это произошло после перевозки в грузовом отсеке этого лайнера специального контейнера из серпентария. Переполох был не маленький… Гадюка забралась в приборный отсек, откуда ее смогли достать только на земле. После этого самолет еще неделю не поднимался в воздух.

Справка

Первый полет Ил-18 состоялся 4 июля 1957 года. Всего было выпущено около 650 самолетов этого типа включая военные модификации Ил-20, Ил-22 и Ил-38 (Ту-104 построено всего 200 экземпляров). Около ста Ил-18 еще в советские времена было поставлено за рубеж, в том числе в Гвинею и Мали. В настоящее время (2002 год) в России эксплуатируется около 80 самолетов Ил-18 всех модификаций, в том числе более 10 - в гражданской авиации.
В 1958-69 годах на самолете установлено 14 мировых рекордов, включая дальность полета по прямой – 7660 км и скорость на базе 15-20 км – 727 км/ч. В 1970 году Ил-18 (YR-IMM) румынской авиакомпании «Таром» (Tarom) за 80 часов совершил кругосветный полет с 12 промежуточными посадками. Начиная с 1961 года советские Ил-18 неоднократно совершали полеты в Антарктиду.
Лайнер допущен к эксплуатации в течение 40 лет. В дальнейшем, по информации КБ им. Ильюшина, этот срок может быть увеличен.

Из рекламы Tarom в румынском журнале 2015 года (тогда наш рейс в Кишинев сел на запасной в Бухаресте по метео Кишинева).



Из книги «Самолеты страны Советов», 1974 год (в детстве была у меня почти настольной):

«…Ил-18 стал одним из самых популярных самолетов в Советском Союзе. Его знают теперь на всех континентах земного шара. На машинах этого типа, весьма экономичных, надежных, обладающих большой дальностью полета и хорошими взлетно-посадочными качествами, летчики Аэрофлота многие годы выполняли значительную часть плана пассажирских перевозок на магистральных линиях большой и средней протяженности».

Posts from This Journal by “Ил-18” Tag

  • Старые фото авиации Западной Сибири

    Просто небольшая подборка фото из разных публичных источников. Без особой идеи. Просто из жизни аэропортов 1960-90х. Выше Ту-154 85063, скорее…

  • "Летайте самолётами Аэрофлота! " (Салон Ил-18)

    Я редко копирую посты других авторов, но тут не смог удержаться. Такой, лично для меня неожиданный Ил-18 :) Если снято в 1958 году, то это первый…

  • 19 лет в штурманском кресле Ил-86 "Сибири" (S7)

    Интервью с Заслуженным штурманом России. Перенесено из прежнего блога. Текст 2011 года. 19 лет в штурманском кресле Ил-86 У летчиков есть четкая…

  • История Ан-10 в Хабаровске

    Из рассказа бывшего технического директора «Дальавиа» Александра Павловича Дубинина, записанного в Хабаровске в ноябре 2014 года. На…

  • Сайт старых авиарасписаний

    Вчера с помощью авиафорума нашел интересный сайт расписаний разных авиакомпаний мира с ретроспективой. Свежих там особо нет, а вот старых довольно…

  • Толмачевские виды сверху

    Удалось немного посмотреть на Толмачево сверху. Что увидел – смотрите по ссылке. 01. Перрон в полдень. На заднем плане китайский грузовой 747.…


  • 1
спасибо Глеб!

Добавил про Барнаул 1967 картинку. Надо в вашей книге посмотреть ,что там про Илы сказано.

В географии полётов нет Урала, а родители мне в детстве рассказывали впечатления от полёта на Ил-18 в Нск (летели скорей всего из/в Свердловска). Он у меня был, если память не изменяет, первой моделькой, ещё даже когда не сам клеил.


Тут идея была рассказать про базовые Ил-18 в Толмачево. В основном, про них и речь. В ЕКБ от нас летали базовые Ту-104 транзитом на Москву. Это расстояние не для 18го. Вот Певек - это да )) А

Из ЕКБ к нам могли летать борты других управлений.

В свое время я летел в детстве на Ил-18 Москва - Красноярск - Южно-Сахалинск. Дурацкий был рейс. Трясло на Иле круче, чем на прямом Ил-62 Москва - Хабаровск (а там дальше 1,5 часа на Ил-18 уже не так ощутимо).


...в 1990м летел Внуково - Красноярск - Южно-Сахалинск на Ил-86.

да, это вполне мог быть рейс не толмачевских Илов. Из рассказанных впечатлений, кстати, запомнилось примерно похожее: что оч шумно и тряско (видимо, по сравнению с реактивными, речь о начале-середине 70х) и про "воздушные ямы"))


У него высота полета ниже, там трясет больше от самой атмосферы. Плюс винты тоже вибрацию свою дают.

Очень интересно! Спасибо!


если правильно помню, ты говорил, что это тоже какая-то его модификация (но этот точно не толмачевский, ахахаха))


ну этот даж не расейский)) из Гоа фоточка.


Ну модель-то та же. Нашенская.

Почаще б прилетали) Всегда приятно их снимать)

Хороший самолёт, надёжный и проверенный временем. Но он скорее уже история. Радует то, что сейчас фактически заброшенное с Советских времён авиастроения вновь возродили. Новинки также смотрятся прекрасно. В отличии от легковых машин — самолёты у нас создавать умеют.

Да, Легенда пока ещё жива!
Правда моих встреч с ним было мало, три всего, одна в музее. И две с 91821, тем самым, что в декабре не пришел в Тикси...

Я крайний раз летел на нем в мае 1985 года Южно-Сахалинск - Хабаровск.

Не довелось, в это время до моего рождения оставалось... 8 лет, блин

А разве он мог в Охотске сесть?

А что ему мешало зимой сесть на укатанную полосу, даже если не хватало бетонки? Честно говоря, я с Охотском особо не знаком. Летчики вот так говорили про Охотск.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account