?

Log in

No account? Create an account

Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
Кузбасс. Авиаистория 1990х
avro_live


Из текста 2002 года. Тогда в Кемерово существовал филиал авиакомпании "Сибирь" со своими пилотами и бортпроводниками, и в Новокузнецке тоже:

История создания и сегодняшняя работа Кемеровского филиала авиакомпании показательна во многих отношениях. Филиал работает в одном из "громких" регионов страны (это на волне шахтерских касок конца 1980х видимо - Глеб), в его состав входит Новокузнецкое представительство "Сибири", коллектив филиала прошёл через все этапы новейшей истории российской гражданской авиации. Об этом наш разговор с директором Кемеровского филиала Геннадием Петровичем Сидякиным.

- Геннадий Петрович, расскажите, пожалуйста, на базе каких авиапредприятий был создан Ваш филиал.

- Костяк нынешнего коллектива в Кемерово составляют бывшие работники авиакомпании "Си Эйр". Она была образована в Кемерово в 1997 году на базе лётного отряда Кемеровского авиационного предприятия. Но её самостоятельное существование оказалось недолгим по ряду причин. На подъеме компании были куплены несколько самолетов Ил-76 (один из них участвовал в помощи сахалинцам при нефтегорском землетрясении 1995 года) и Ту-154. Но уже через пару лет их пришлось продать.

Ситуация ухудшалась и тогда мы стали искать сильного партнёра на стороне. Переговоры велись с различными авиакомпаниями, но договориться удалось именно с "Сибирью". 1 июля 1998 года был выполнен первый регулярный рейс Кемерово – Москва на самолете "Сибири".
В Новокузнецке картина была похожая. У местной авиакомпании "Аэрокузнецк" было девять самолетов Ту-154, с 1993 года они летали из Новокузнецка за рубеж, до сих пор работают в Иране. ...по ряду причин в конце 1999 года "Аэрокузнецк" лишился Свидетельства эксплуатанта и 26 декабря на линию Новокузнецк – Москва вышла авиакомпания "Сибирь". 30 новокузнецких летчиков перешли в новокузнецкую авиаэскадрилью "Сибири". Сейчас мы взяли в Новокузнецке в аренду местный самолет Ту-154Б RA-85471 , а авиационно-техническая база в Новокузнецке проводит техобслуживание самолетов "Сибири", так как мощности АТБ в Толмачево загружены до предела (такое действительно было два-три сезона в начале 2000х, небазовые Ту-154 в Новокузнецке обслуживают по периодическим формам и сейчас или обслуживали совсем недавно - Глеб).

- Выходит, в Кузбассе были свои достаточно сильные авиакомпании. Почему им не удалось сохранить самостоятельность?

- "Си Эйр" могла бы прожить дольше, если бы удалось договориться с новокузнецкими авиаторами о создании единой авиакомпании Кузбасса. Мы обращались с этим предложением к своим коллегам, но договориться не удалось. Впрочем, думаю, что даже единая авиакомпания протянула бы ещё лет пять, не больше. Во-первых, произошло резкое падение объёмов авиаперевозок. Одновременно усилилась конкуренция на этом рынке со стороны московских авиакомпаний. Для того чтобы выжить в таких условиях, необходимо было решиться на неординарные экономические меры, в том числе, на сокращение штатов. Но этого не было сделано, и заработанных денег хватало только на покрытие текущих расходов и зарплату, с учётом растущих требований со стороны лётного состава. В результате летать в Кемерово стало просто не на чем.
В Новокузнецке компания получала хорошие средства от работы в Иране и от единственного рейса в Москву, но даже несмотря на это была признана банкротом. У нее появилось новое название "Аэрокузбасс", но это уже другая история. Сейчас магистральные регулярные перевозки из Новокузнецка выполняет только авиакомпания "Сибирь"...

...Средний возраст командиров экипажей – 51 год. (Это одна из причин, почему оба филиала были закрыты в 2000х годах - пилоты ушли на пенсию, новых не появилось - Глеб).

...В декабре прошлого [2001] года "сибирский" лайнер Ил-86 произвел первую посадку на новую взлетно-посадочную полосу в Кемерово, тем самым открыв новый этап в развитии авиации Кузбасса (я на нем летел, с Нерадько на борту - Глеб). Новость про эту посадку тут .

ПС. Сейчас из Новокузнецка в Москву летают две компании и заходит третья.

ПСС. Примерно в то же время три Ил-76 эксплуатировались и в Барнауле. Причем, были разговоры об их техобслуживании на базе АТБ "Сибири" в Толмачево. Но не пошло. Самолеты спустя какое-то время тоже покинули Барнаул.


Фото Бориса Семенова из поста про самолеты 1990х в Толмачево.

Posts from This Journal by “Новокузнецк” Tag


  • 1
Я немного добавлю. Аэрокузбасс потерял свой авиапарк еще и потому, что акционерами были люди из МИКОМа, который из Кузбасса выгнали. А так шло всё неплохо, в планах была покупка одного-двух Ту-204, причем планировали взять с импортными движками, чтобы гонять их зарубежом. Хотели избавиться от "бэшек" и купить бэу Эмки. Но не сложилось, равно, как и с новым зданием аэровокзала, который в 90-ые строили югославы. Сейчас у Аэрокузбасса остался лишь один Ми-8, который работает в горной Шории.

Про планы на Ту-204 на Кузбассе не слышал. Но в то время еще и не интересовался. А так да, видимо, причины были не только авиационные (затяжное снижение пассажиропотока в стране остановилось в 1998-99 годах).

Борт прилетал в Кузню. Приятель у меня для него, как и для Ту154, рисовал окраску, хотя он был не художником, а инженером АТБ

А точно в 2002 что-то местное еще летало в Новокузнецке и Кемерово? Я как раз в те годы бывал в обоих городах в командировках. Только через Москву и только Аэрофлотом и Сибирью и рейсы Сибири были с Сибирским кодом (после чего, кстати, поставил я Вашу уважаемую компанию в бан на много лет - там был поставлен до безобразия уплотненный Ту-154, причем был даже ряд непосредственно у входа, счастливые обладатели этих мест должны были ждать окончания бординга, что бы сесть. Пролетев 4 часа с мужиком из впередистоящего ряда на своих коленях, я Сибирью решил тогда больше не летать никогда. Удивительный баран тогда мне попался. Вежливо попросил ведь не откидываться, поскольку там и так все вплотную. Так тот заговнялся и обратно спинку не стал убирать. Вот на что я спокойный и в чем-то культурный человек, ни разу не гопник, но тут пообещал и действительно собирался по прибытии в Домодедово с мужиком в сторонку от аэровокзала отойти, указать на спорные моменты в его точке зрения на личный комфорт в ущерб другим. Гавнотик как заметил, что я его возле ленты багажа пасу, так занервничал, схватил чемодан и первого же таксиста-левака сразу по выходу взял. Ну и ладно, наказан рублем :) )

Кемерово тогда поражало полным отсутствием комфорта для пассажиров. По прилету надо было на морозе ждать возле какого-то сарая выдачи багажа, впрочем когда впустили внутрь там было не теплее, чем на улице. Зато с другой стороны от работающего старого аэровокзала стоял современно снаружи смотрящийся закрытый корпус международных вылетов. Закрыт он был по причине полного отсутствия каких-либо международных рейсов в/из Кемерово....

Кемерово уже давно международный, с тех пор.

"1 июля 1998 года был выполнен первый регулярный рейс Кемерово – Москва на самолете "Сибири"." с тех пор "местных" рейсов в Кемерово на больших ВС уже не было. Оставался на перроне один нелетающий Ту-154Б 85391, если не ошибаюсь.

кажется, я знаю автора статьи ;)))


Да тема развала старого советского Аэрофлота и образование в каждом мало-мальски значимом аэропорту своей! авиакомпании поистине бездонна. Кстати, на западе все эти осколки Аэрофлота назвали Бэбифлотом ))) https://en.wikipedia.org/wiki/Babyflot
Причём у каждом мини и даже микроавиакомпании были свои ПЛАНЫ свои АМБИЦИИ!!!, при этом как показала жизнь, лишь единицы понимали как вообще правильно вести бизнес в новой реальности. Толмачёвскому авиаотряду в этом плане повезло ;)


Edited at 2017-03-29 02:11 pm (UTC)

Историй много было, да.

  • 1