?

Log in

No account? Create an account

Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
Сузун времен регулярных Ан-2
avro_live


Кроме больших самолетов существуют и малые. И эти малые в советское время летали по всем областям, райцентрам и прочим селам и поселкам, откуда возили пассажиров и почту (а тогда писали бумажные письма,а не как сейчас) в большие и не очень города.

Я еще помню, как я стоял средним школьником в авиакассах и засматривался на рейс Ан-2 Череповец - Сокол. Он стоил 3 рубля. Это были не какие-то заоблачные деньги (по сравнению с 100 рублями за билет на рейс Южно-Сахалинск - Москва, которым мы на лето прилетали к бабушке в Вологодскую область). Но слетать тогда так и не удалось. Да и вообще, я на Ан-2 не летал вообще ни разу пока. Но это так, лирика...

Продолжая тему областной авиации мы с Максимом посетили пгт и райцентр Сузун в 170 км от Новосибирска в сторону Алтайского края, где встретились с бывшим начальником местного аэродрома Зулиным Михаилом Александровичем 80 лет. Ниже очень кратко и пока не все.

Выше снимок из издания "Календарь памятных дат Сузунского района 2016". Начались авиаперевозки в Сузуне в 1951 году.

Вот карта. Причем эта реальная карта начальника аэропорта. Битки - там тоже был аэродром. А вот что такое обведенная Преображенка - еще надо выяснить. Михаил Александрович сказал, что обведены именно аэродромы...

Да, вкратце - Сузун основан в 1763 году. Градообразующим был медеплавильный завод и монетный двор (в 18 веке!!!). Руду приводили из Алтая. Потом готовую продукцию везли в Петербург... Слитки меди и монеты, через полстраны, на лошадях... Сейчас четвертый по численности населения поселок области (15000 жителей).



На аэродроме он проработал с 1966 по 1987 год. Закончил Омское авиаучилище. Год отработал в Колпашево и потом вернулся на родину, т.к. родился в Сузунском районе. Там его взяли на работу, не без труда.

Если кратко - базовых ВС не было. На лето прилетали на базировку лесоохранные машины, причем разные. От Ми-1 и Ми-2 до Ан-2. Все они были с Новосибирска-Северного, т.к. аэродром был приписан к этому предприятию. Были емкости с ГСМ. Но регулярные ВС с Новосибирска здесь не заправлялись.

Зимой полосу укатывали деревянными волокушами.

Где-то в 1980х разворачивали полосу примерно на 5 градусов. Так как на прежних курсах с одной стороны построили трубу (маслозавод), а с другой вырос лес...

Два раза в год весной и осенью всех начальников аэродромов области собирали в Новосибирске на трехдневное совещание. Не считая повышения квалификации в УТО.

В 1980х были проблемы с топливом...

Если был наплыв пассажиров, то просили дополнительные рейсы.

Но тогда же, в 1980е построили нормальную дорогу в Новосибирск. Точнее, 80 км до трассы Новосибирск - Барнаул. И пошли-поехали автобусы. ПАЗ, ЛАЗ, потом и Икарусы. И они стали выигрывать у авиации, т.к. они ходили долго, но надежно. А авиация подвержена погоде, и регулярность у нее проигрывала автобусам.

И самое неожиданное... закрыли аэропорт в 1990м году. Это был еще СССР. Еще не было Ельцина. Но местная сеть авиаперевозок уже сокращалась. Сузун был не первым в списке сокращенных. Битки закрыли позже, после летней навигации 1991 года. Закрывал их тоже Михаил Александрович.

Расписание 1980 года. Два рейса в день. Вот тут и Битки есть.



Самолеты классом выше Ан-2 сюда не летели. Но однажды садился военный Ан-14. Там рядом военный полигон был Барнаульского авиаучилища.

Планируется созвон с начальником по итогам. Можно задавать вопросы.

От меня вопросы читателям:

1. Существует ли описанная текстом история автобусного сообщения в областях? Что скажут другие регионы?

2. Чем штатно занимался в таком аэропорту радиооператор?

3. И загадка. Где в Сузунском районе есть искусственная ВПП? :)

Прилетали самолеты из Сузуна
вот сюда .



Posts from This Journal by “НСО” Tag


  • 1
Я был несколько раз в Сузуне... Вот ведь времена были. Летали даже в такие населенные пункты. И аэродром был , и какое-то обслуживание...
Мне вот что не понятно: на скане какое-то единое расписание Толмачево и Северного? Просто, я смотрю, что там и Ту-154 на Крым в общем списке...

Да, это расписание Новосибирска (обоих портов). Из газеты типа "СовСибирь".

Дааа были времена, у меня родители раньше часто летали в Сузун на Ан-2. Сейчас это как-то странно слышать, что люди летали в деревню на самолёте)) По словам родителей рейс в Сузун выполнялся несколько раз в день.
Кстати, сейчас на месте аэродрома расположился ипподром.

Ипподром да, есть. Летали два и более раз в день в разные года - да.

Сузун - не деревня! )

Про радиооператоров я постараюсь найти инструкцию должностную)

  • 1