?

Log in

No account? Create an account

Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
Бывший массовый транспорт в Горном Алтае
avro_live


«Большая авиация» пришла в Горно-Алтайск в конце 1968 года, когда на новую 600-метровую полосу совершил посадку самолет Ан-2. В 1972 году сюда пришли реактивные Як-40 и базовые вертолеты Ми-2 и Ми-8. Пропустим 25 лет и перенесемся во вторую половину 1980-х, когда главный аэропорт Горно-Алтайской автономной области Алтайского края РСФСР переживал период наиболее массовых перевозок. Рассказывает Елена ЧАПЫШЕВА, в 1985-88 годах дежурная по посадке аэропорта Горно-Алтайска, а затем сотрудник службы перевозок Толмачево.

Перепечатка из прежнего моего блога.

- Работали мы круглый год. Ежедневно выполнялось по несколько рейсов. Каждый день Як-40 летали в Барнаул и Новосибирск, до трех раз в неделю - в Усть-Коксу и Кош-Агач. Ан-2 связывал нас с Бийском, Новокузнецком, Турочаком и Артыбашем (Телецкое озеро), L410 – с Абаканом и также с Новокузнецком. Регулярные рейсы выполнялись и на вертолетах. Ми-2 зимой летал по дневному маршруту в Улаган – Балыкча – рУдник «Веселый» (добыча золота, серебра, меди). Была попытка открыть маршрут на L410 из Красноярска, но после нескольких эпизодических рейсов полеты были свернуты.



Аэропорт работал с 8 утра до 20 вечера. В летнее время Ми-8 с кругового маршрута приходил чуть позже, и мы штатно работали до 21 часа. В службе перевозок было пять человек. Диспетчер-регистратор, кассир, информатор, сотрудник досмотра и я, дежурная по посадке. Рейсы были равномерно распределены по всему дню. Основной пик приходился на 11-13 часов, это вылет двух Як-40, в Новосибирск и на юг области. Перерыв между рейсами был с 16 до 17.30.



Летом, конечно, летали туристы. Причем, такого множества баз отдыха, как сейчас тогда не было. Основная масса отдыхала дикарем, в палатках. Командировок тогда особо много у людей не было. Также я не помню массового потока альпинистов. Они были, но в небольшом количестве. Многие пассажиры летали просто по своим нуждам, круглый год. Летали сами алтайцы, они и сейчас составляют основу населения юга области, куда мы летали на Як-40. Билеты до Новосибирска стоили 15 рублей, до Кош-Агача и Усть-Коксы – 6-7 рублей. Автобусы тогда ходили гораздо реже, личных машин особо не было, ехать в любом случае было далеко, горные дороги оставляли желать лучшего. Поэтому авиация в Горном Алтае была действительно массовым видом транспорта. Бывали и в советское время заказные рейсы на Ми-8, по заказам групп пассажиров, в том числе на охоту. Вертолеты для таких заказов прилетали с Барнаула. Кроме пассажирских машин, у нас был базовый Ми-2 для санзаданий и почтовых перевозок. Пожарный Ан-2 следил за состоянием лесов. С Бийска регулярно прилетали Ан-2 для обработки полей.



Вы спрашивали про метеоусловия. Могу сказать, что климат в Новосибирске сильно отличается от Горно-Алтайска. Там меньше ветров и более плавный переход от ночной к дневной температуре. Как и в других местах, бывают туманы, которые утром формируются на Катуни. Обычно часам к 12 дня они спадали. Во время дождей может стоять низкая облачность. Один раз был сильный снегопад, аэропорт не работал пять дней. Мы пассажирам по телефону с утра сообщали, что рейсов не будет, оставайтесь дома. Тогда ведь все сами звонили в аэропорт насчет вылета.



Прежний аэровокзал построили как раз в середине 1980-х. Были разговоры по увеличению полосы для приема Ан-24, но после распада СССР авиаперевозки стали быстро сворачиваться. Кстати, в Союзе к нам часто летали жители Прибалтики. Из иностранцев можно отметить немцев, они бывали на Алтае довольно часто. Причем, это были немцы, которые не говорили по-русски, массовый переезд наших жителей в Германию начался позже. Як-40, которые работали у нас, базировались в Барнауле, а там авиапредприятие тоже переживало не лучшие времена. Одно время в начале 1990-х два Яка были приписаны к Горно-Алтайску (область получила статус Республики в 1991 году), но в 1995 году регулярные рейсы были полностью закрыты, я тогда уже работала в Толмачево, но с коллегами продолжала общаться.

...Снова аэропорт нормально заработал только в 2010 году, когда появился регулярный рейс на Ан-24 в Новосибирск. С 2011 года открылась и Москва на А319/320 S7 Airlines . Из Новосибирска в Горно-Алтайск сейчас летает L410 "КрасАвиа". Ранее на этой линии успели полетать Ан-38 АК "Восток" и Cessna Caravan "Томск-Авиа".

Комментарий к первому фото с сайта Комитета по делам архивов Республики Алтай:

Экипаж самолета Як-40. Они первыми открыли воздушную авиалинию Барнаул-Горно-Алтайск.
1. Иван Пантелеевич Дорошенко - бортмеханик (слева)
2. Вадим Федосеевич Железных - 2ой пилот
3. Виктор Петрович Фишушкин - 1й пилот, командир экипажа
1972 год фото Р.Грибушкого

За остальные фото спасибо пресс-службе "Сибмоста" и лично Кочетовой Ольге :)


Posts from This Journal by “l410” Tag


  • 1
Очень интересно читать такие истории и воспоминания. Такая романтика, Яки на перроне, маленький аэропорт, ежедневные рейсы, красота же)

Любопытно, куда же в Артыбаше садился Ан-2, там же кругом горы.

Я там не был )

В детстве летал один раз из Горно Алтайска в Барнаул. Было просто сказочно комфортно, по сравнению с трясучкой на машине/автобусе.

А я покупал билет Новосибирск - Красноярск на Як-40 из Северного в 1991м. И потом сдал, что-то не срослось...

  • 1