avro_live (avro_live) wrote,
avro_live
avro_live

Category:

Взгляд из 1950х на Новосибирск-Северный



Новосибирск-Северный - главный аэропорт города в 1950-х

Продолжение рассказа начальника АТБ Новосибирского авиаотряда (аэропорт Северный) в 1970-80 годах Владимира Семеновича Яковенко, ныне здравствующего в Новосибирске. Хотя можно считать и за начало.

Я родился в 1933 году в Сумской области Украины в городе Ромны. Это недалеко от границы с Брянской областью. В те времена 70% у нас говорили на русском языке, 30% - на суржике. Был в оккупации. Вот ты видел фильмы про войну? Так все было на самом деле гораздо страшнее. Война – это ужасное дело. Где людей сожгут, где повесят – как вот это все воспринимать… (тему Великой Отечественной я уже в конце разговора затронул; договорились позже про это поговорить - Глеб).

В 1956 году я закончил КИИГА. На 4м курсе мы в начале сентября не учились, ждали решения – нас хотели весь поток направить в ВВС на Ту-4. Но Косыгин сказал, то в ГВФ скоро пойдет реактивная техника, Ту-104 и там молодые специалисты очень нужны будут. А армия и ВВС пусть из своих учебных заведений инженеров берут. И мы остались в гражданской авиации.

После института я попал в Новосибирский аэропорт. Приехал 23 августа 1956 года, а 25го уже получил трудовую книжку. Закончилась она у меня в 2007 году с выходом на пенсию с этого же предприятия. 50 лет в аэропорту.

Толмачево тогда еще было военным. В Северном у нас было в 1956 году четыре Летных отряда:

114 ЛО – примерно 15 штук Ил-14
115 ЛО – примерно 15 Ил-12
116 ЛО – спецавиация - Як-12, Ан-2, Ми-1 и Ми-4.
6 ЛО – аэрофотосъемка - Ан-2 и Ли-2.

Аэропорт тогда работал круглосуточно. Перестали у нас ночью летать уже в 1970х. Когда руководство Заельцовского района Новосибирска вышло на городское руководство и выше, что шума много, не дают самолеты людям отдыхать. Ил-14 зимой особенно, в морозы, шумел-то здорово.

Фото ниже из музея Заельцовского района. Живо ли здание - не знаю.



Меня назначили мастером в ЛЭРМ (позднее ЛЭРМ стали авиационно-техническими базами – Г.). Первое время я работал в оперативном цехе (цех №1), через несколько лет стал его начальником. ЛЭРМ обслуживал всю оперативку, транзит и на периодических регламентах свои борта, включая 100-часовое ТО. Причем, нашими считались только два отряда 114 и 115. У остальных двух отрядом был свой техсостав. Так было, когда я пришел. Потом списали Ил-12 и вскоре под крыло ЛЭРМ перешли и остальные два отряда.

Во время работы в оперативке прилетали в наш аэропорт Хрущев с Брежневым. Они летели с Владивостока [судя по этому упоминанию, это было в октябре 1959 года – Г.] У каждого был свой Ил-14 с красным флагом на стабилизаторе. «Петушок» мы звали такие самолеты. В Москве вообще всегда вся техника была новой, в отличие от регионов. Тогда через нас еще много транзита шло, включая маршрут Москва – Пекин. Я обслуживал самолет Брежнева. В нем, запомнилось, ковровая дорожка была, от кабины пилотов до конца салона.

В 1959 году прошла большая работа на нашей ВПП. Полоса была построена еще до войны или во время войны. Поизносилась. На торцах, когда самолеты садились, из стыков грязь вылетала. Тут нас временно перевели в Толмачево. Весь парк Ил-14, примерно 15 машин и было. Стоянки нам дали справа от строящегося здания аэровокзала, в сторону военного сектора.

Вот мы там летаем и тут садятся два [стратегических бомбардировщика] Ту-4. Это советские копии B29. Я про них говорил, как в институте хотели нас на них перевести. Ну я начальник смены был, познакомился с летчиками, сходил на борт, посмотрел самолет. Крыло у него было переменной толщины, махало в полете до метра [позже также говорили про Ту-154 – Г.]. И шумный очень.

Потом открыли обновленную полосу в Северном. Мы вернулись обратно. По какой-то причине строители оставили торец полосы несглаженным. Он на 30 см возвышался над грунтом. И вот в первый же день полетов заходит на посадку московский Ил-14. Время примерно 16 часов. КВС был с фамилией Бонапарт, запомнилось. В общем, он основными колесами ударяется об этот торец, стойки сносит, и он на брюхе уже едет по полосе. Все живы. Трактором оттащили его…

- Какой транспорт ходил в аэропорт в 1950х?

- Тут я не помню. Мы жили почти в самом аэропорту, в общежитии. Транспорта не было. Автобусов, троллейбусов – не было. Как приезжали в аэропорт пассажиры… - вот не знаю. Вроде ходили какие-то автобусы, с длинным носом. Но мало их совсем было.

Была в аэропорту столовая. Мы туда все ходили. Полуподвальное помещение. Там регулярно обедали городские таксисты. Постоянно там машины стояли. ЗиМы. Ну вот я однажды договорился с таксистом, и с девушкой мы поехали в кино, в кинотеатр «Победа», это самый центр города. Была уже почти зима. Вечер. Выходим мы из кино, а такси нет. Автобусов тоже нет. На улице минус 27. Что делать… В общем, мы пешком пошли в аэропорт, в свое общежитие. Больше часа шли. На мне ботинки «Прощай, молодость», курточка на рыбьем меху, штаны без поддевки. Хорошо, что молодые были. Дошли.

В 1960м году нам построили ангар. Был он получен по репарации из Германии.

Фото: крыша ангара в Северном в современном состоянии.



Продолжение следует.

Фото в заголовке - http://www.avsim.su/forum/uploads/monthly_04_2008/post-8030-1207973899_thumb.jpg

Tags: 1956, 1959, 1960, Брежнев, Великая Отечественная, Ил-14, Новосибирск, Новосибирск-Северный, С47/Ли-2, Толмачево, Ту-104, Ту-4, Украина, Хрущев, авиаистория, аэропорт, ветераны ГА и ВОВ, разный транспорт, случай, техобслуживание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments