Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
Новосибирск как кузница летных кадров ГВФ
avro_live
Ту-104

Перетащу в свой журнал текст из своего же предыдущего журнала.

Причина - нашел один инцидент периода освоения Ту-104 в Толмачево. Но сначала, что такое был новосибирский ЛУТЦ:

Здесь учили летать на Ту-104

Конец 1950-х годов в СССР был связан с достаточно массовым освоением принципиально нового типа воздушного судна – самолета Ту-104. Он летал на таких скоростях и высотах, где до этого времени «хозяйничали» только военные летчики. Москва не обеспечивала обучение всех летных специалистов, поэтому было принято решение об образовании Летного учебно-тренировочного центра (ЛУТЦ) в новосибирском аэропорту Толмачево.

После начала регулярных полетов первого советского реактивного самолета Ту-104 в 1956 году на авиазаводах в Харькове, Омске, а позже в Казани развернулось массовое строительство самолетов этого типа. С каждым годом для его приема открывались новые аэропорты. Если к лету 1957 года Ту-104 базировался только в Москве (Внуково), Иркутске и Новосибирске, то уже к концу 1960-го в СССР и Чехословакии лайнер эксплуатировали 10 авиапредприятий, не считая машин в ВВС. К этому моменту выпуск Ту-104 на всех трех заводах был уже завершен – всего за шесть лет было построено 200 с небольшим машин.

Для своего времени это был совершенно новый лайнер. Вот как писали о новом лайнере газеты того времени: «Внешний вид самолета необычен. Он имеет длинный фюзеляж сигарообразной формы и блестит на солнце своей белизной. Его тонкие, как у чайки, крылья откинуты назад…».

Внуковский учебно-тренировочный центр не справлялся с обучением летчиков со всей страны,

и в апреле 1957 года новый ЛУТЦ открылся в Толмачево. Основные его подразделения размещались на территории действующего и ныне военного аэродрома по соседству с только что сданной искусственной взлетно-посадочной полосой длиной 2500 метров. Современных зданий аэропорта и авиакомпании еще не было – велось строительство первого двухэтажного Командно-диспетчерского пункта, который до конца 1963 года выполнял функции аэровокзала и штаба Толмачевского авиаотряда. Вместо Новосибирска ЛУТЦ вполне мог бы быть открыт в Ульяновске, но взлетно-посадочная полоса аэропорта в Ульяновске на тот момент не могла принимать тяжелые воздушные суда.

Из Внуково в Толмачево было передано необходимое имущество и оборудование, принадлежащее ранее Внуковской Отдельной учебной эскадрилье. Первый самолет ЛУТЦа приземлился в Толмачево 26 января 1957 года. Это был учебный вариант стратегического бомбардировщика Ту-16 с гражданской регистрацией СССР-Л5411 – как известно, Ту-104 был создан на базе именно этого самолета. Различия в их конструкции касались в основном пассажирской кабины, а кабина экипажа, все основные элементы управления, двигатели, шасси и т.д. были идентичны. Вскоре к ЛУТЦу были приписаны еще несколько первых серийных пятидесятиместных самолетов Ту-104.

Наличие «близкого» военного родственника – Ту-16, который в то время уже мог нести на борту ядерное оружие, стало причиной засекречивания в первые годы эксплуатации технической литературы по Ту-104. Поэтому специалисты изучали матчасть самолета в секретной библиотеке ЛУТЦа.

В Центре обучались летчики не только из Новосибирска, а со всей страны – из Хабаровска, Тбилиси, Ленинграда. Одним из слушателей ЛУТЦа был полковник, дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинка, прошедший всю войну и летавший в дивизии Покрышкина. Однако именно его инструкторы Центра так и не смогли выпустить готовым к самостоятельным полетам на Ту-104. Видимо, сказался возраст и привычка летать на легких поршневых самолетах. Тем не менее, у большинства летчиков из самых разных городов от учебы в ЛУТЦе остались хорошие воспоминания.

Как вспоминают бывшие пилоты-инструкторы, некоторым из которых во время работы в ЛУТЦе было всего 30 лет, учебный налет был очень большой. Иногда в день один инструкторский экипаж выполнял до 10 взлетов-посадок. Причем, учебные экипажи менялись прямо на полосе. После того, как топливо в самолете заканчивалось, инструкторы переходили на новый, заправленный самолет и снова поднимались в воздух с новой группой будущих пилотов Ту-104.

В один из таких полетов на борт попросились авиатехники Толмачевских Линейных эксплуатационно-ремонтных мастерских ГВФ, которые обслуживали и регулярные, и учебные рейсы Ту-104, но сами на нем еще не летали. Во время полета аэропорт закрылся и самолет сел на запасной в Ташкенте, где и простоял еще некоторое время. Через сутки с лишним «пропавших» техников встречали в Толмачево всей технической сменой.

Инженерно-авиационная служба тоже, по понятным причинам, не имела большого опыта обслуживания самолета. Так, первая смена двигателей на учебном Ту-16 длилась целых три недели. Не хватало инструмента, приспособлений, наземного оборудования, спецтранспорта. Потом это время сократилось до двух-трех дней. Обслуживать двигатели приходилось очень часто – их первый ресурс составлял всего 200 часов налета – то есть примерно через месяц на самолет приходилось ставить новые двигатели, а снятые отправлять в ремонт. Все работы по техническому обслуживанию Ту-104 и летом, и зимой проводились на открытом воздухе – ангар построили в 1964 году, когда ЛУТЦ в Новосибирске уже завершил свою работу.

Первым начальником новосибирского ЛУТЦа стал заместитель начальника ЗСУ ГА П.П.Малышкин (потом его сменил на посту М.А.Банный, который в 1961 году возглавил Ульяновскую Школу высшей летной подготовки, а потом стал начальником Управления Летной службы МГА СССР). Командиром летного отряда ЛУТЦа был назначен К.В.Белецкий, возглавлявший до этого транспортный отряд Новосибирской авиагруппы. В качестве инструктора работал в ЛУТЦе будущий Герой Социалистического труда, известный толмачевский летчик А.П.Помелов. Еще до открытия регулярных рейсов на Ту-104 из Новосибирска в Москву он уже опробовал на новой технике этот маршрут. Подчинялся Центр не Западно-Сибирскому управлению гражданской авиации, а напрямую Москве.

В самом начале 1960-х в Ульяновске была сдана в эксплуатацию новая полоса, приспособленная к приему Ту-104, и ЛУТЦ был переведен в состав Школы высшей летной подготовки ГВФ. Большинство инструкторских экипажей пополнили ряды Толмачевского авиаотряда и стали выполнять регулярные пассажирские рейсы.

Интересно, что в 1973 году в «Толмачево» снова было организовано переучивание летчиков на Ту-104. Занимался этим уже чисто новосибирский Учебно-тренировочный отряд (УТО). Созданием учебно-методической эскадрильи в УТО занимался Заслуженный пилот СССР В.И.Дыдыкин, летавший на Ту-104 в Толмачево с 1958 года (участник Великой Отечественной войны).

Толмачевскому авиаотряду было необходимо пополнить свои летные ряды – на смену Ту-104 приходил лайнер Ту-154, и наиболее опытные экипажи уже осваивали этот тип воздушного судна. Но количество Ту-104 в Толмачево составляло в то время около 20 самолетов и УТО, как ранее и ЛУТЦ, несколько лет готовил летные кадры для самой первой реактивной техники ГВФ, хотя и в значительно меньших объемах.

Фото с ЗиЛом - более позднего периода.

Источник: корпоративная газета S7 Airlines

  • 1

Новосибирск как кузница летных кадров ГВФ

Пользователь viribusunitis1 сослался на вашу запись в своей записи «Новосибирск как кузница летных кадров ГВФ» в контексте: [...] Оригинал взят у в Новосибирск как кузница летных кадров ГВФ [...]

Я помню утаскивал к себе на сайт данную статью.

Да, решил в одном месте постепенно все подсобрать.

Кстати, у тебя поста нет о ссамом первом памятнике Ту-104 на ВДНХ и сколько там всего 104х стояло и в какие года?

Нет, но могу написать

Было бы здорово ) Я поискал сейчас - там их точно несколько стояло, судя по номерам.

Да три штуки. Включая первый опытный. Правда вот точно что стало с Л5400 нет, говорят какая-то статья была в одном из журналов....

С интересом прочёл.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account