Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
Томский Ту-104 жив!
avro_live
42-5

Побывали мы с Андреем и двумя Алексеями у охраняемого злыми собаками Ту-104 СССР-42365 в бывшем пионерском лагере под Томском. Какова его история и что этот лайнер представляет собою этим летом, смотрите под катом.

01. История такова, что самолет был открыт для пионеров летом 1978 года. О чем нам говорит фото из июньской газеты «Красное знамя». Спасибо Юрию Мушихину за данные архивные материалы.

42-01 Ту-104 42365 КЗ Заварзино 20.06.78

02. Февральский номер за тот же год показывает нам фото, как самолет добрался до лагеря. Зимой, хвостом вперед за трактором справа на фото. Прилетел 104й в Томск из соседнего и большого Толмачево, где и базировался почти 20 лет. Его собратья из Новосибирска также были установлены в самом Новосибирске (42494 в парке "Березовая роща", демонтирован примерно в 1984 году), в Бердске (42382, живой ), во Внуково (42450, демонтирован осенью 2004 года ), в Казани (вроде живой), Барнауле (42407?) и Омске (42417).

42-02 Ту-104 42365 Заварзино КЗ 19.02.78 (1)

03. Что планировалось с ним сделать до установки.

42-03 Ту-104 42365 Заварзино Красное Знамя 19.02.78

04. А сейчас он выглядит вот так.

42-1

05. Почему-то со снятыми ОЧК (консолями крыла). Причину мы так и не поняли.

42-4

06. В приличном состоянии колеса.

42-3

07. Хвост чем-то пропилен. Тут что-то с цветопередачей из-за солнца. Интересно, что флаг СССР заменен на флаг России, по сравнению с фото 1978 года выше.

42-2

08. Общий вид сбоку. Дверь открыта. Внутри я не был, друзья-товарищи были, сказали, «там ничего нет, просто труба». "Юбилейный" - похоже на название пионерлагеря. 35 - непонятно.

42-6

Такой вот неожиданный памятник, который я давно хотел увидеть. И рад, что слухи двухлетней давности о том, что его распилили, это только слухи.

Дальнейшая судьба самолета неизвестна.


  • 1
Ага, сейчас сам и читал )

"Юбилейный" - да, это название лагеря.

Он как-то был связан с аэропортом, судя по всему?

Как ни странно, но нет. Это был лагерь Томского приборного завода.

Как так получилось - отдельная история, выходит )

Мне кажется, его хотят пилить. С другой стороны, ОЧК снимали, а не отпиливали, посему есть надежда на переезд. А что местные говорили про ОЧК такого непонятного?

Касаемо Казанского Ту-104 он был распилен, Барнаул тоже, Омский, так и не сделали памятник, пустили на тренажер. Из всех перечисленных жив только Омский...

Бердский тоже жив.

Местные ничего не говорили, т.к. мы с местными не пообщались.

Это издевательство какое-то над самолётом!..

Один из самых красивых самолетов. Эпоха авиастроения.

Тут не поспоришь ) Согласен.

За выдержки из газет и фото спасибо!

п/с Кепку и кофту забыл в машине)))

Всё надо забрать! )) Я только с дачи вернулся, до отъезда и не заметил )

Я, как обычно, торможу с просмотром)) и соответсно с каментами))
35 - рискну предположить, юбилей лагеря.
По виду, поциэнт скорее мертв, чем жив. Как мне кацо.. ((
И кстати, лагерь-то - действующий7 Или тоже распилен?

Заголовок 1978 года - доставил!

Лагерь заброшен. Снять корпуса я не успел. Но они капитальные.

Насчет пациента, наиболее позитивная версия, что его к чему-то готовят. Такие же точно отстегнутые крылья были у Ту-154 в Толмачево перед его установкой памятником. Если было бы хуже, наверно проще их было отпилить. Поэтому надежда есть. Да и желающие тоже.

Томский Ту-104

Пользователь untt сослался на вашу запись в своей записи «Томский Ту-104» в контексте: [...] У в этом посте [...]

Добрый день! А как вы попали к этому самолёту? Встретились ли какие-либо препятствия на пути?
Прикатили вчера на велике. На шлагбауме аж три таблички со злыми собаками. Сперва пошли прямо, уткнулись в закрытый забор. Вернулись тогда направо, где в видимости корпуса. Вышли два пьяных мужичка. Который давай на нас наезжать, какого хрена мы каждый день сюда ездим. Мы сказали, что хотим только сфотографировать самолёт и всё. Короче уговоры не помогли, так и не пустили нас:( На цепи была мелкая собачонка. Ну и когда уходили, слышали лай какой-то большой собаки. Очень похоже на овчарку, но не видели... Вот:(

Нам просто повезло.

Томский Ту-104

Пользователь sergeyved сослался на вашу запись в своей записи «Томский Ту-104» в контексте: [...] У в этом посте [...]

Да нет, похоже, что с этим самолетом не все так грустно. Я так понимаю, его хотят перевезти и до определенного уровня восстановить (см. по ссылке ниже пост от 28/01/2014 18:51):
http://forum.interactiveavia.ru/forum/topic/3325/9/

А кто эти люди? И куда они его хотят поставить?

Ситуация:

есть самолет ТУ 104
http://maps.yandex.ru/?ll=85.106824,56.461159&spn=0.027037,0.007603&z=16&l=sat

Лагерь Юбилейный (сейчас не работает). около города Томска. пос. Заварзино
Мы хотим перевезти его в другое место и заняться его восстановлением (ну, чтоб смотреть а не летать). Территория наша. Но скоро возможно перестанет быть нашей. Самолет новым хозяевам не нужен. Мы хотим его забрать и перевести на другую нашу территорию.

Проблема:
нет опыта разборки и транспортировки подобных машин.
Здесь я прочитал на счет варварского "резать". Мы рассматриваем этот вариант. Хотя окончательного решения по способу разборки не принято.
Ситуация в нашем случае осложняется тем, что самолет был завезен в лагерь в 81-82 гг. прошлого века. и как его везли информации не сохранилось, кроме..."ну, крылья вроде снимали и просеку рубили". Помимо этого сегодняшнее расположение самолета таково, что он окружен лесом, буквально! дорога, ведущая в лагерь шириной метра 3-4 и это только до деревни, а там ещё уже между домами и провода повсюду и один мост (ик) на 10 тонн.

Сейчас идет проработка идея пробиваться через поля с возможной расчисткой древесно кустарниковой растительности. и выходом на дорогу, но и там не всё ясно.

Привозил инженера с местного аэропорта. смотрели, долго смотрели. он сказал, что съем крыльев происходит уже возле шасси. Получается примерная ширина в данном случае 14 метров. не 35 конечно, но всё же.

Вопрос! есть ли возможность отсоединить (не резать) крылья прямо возле фюзеляжа, чтоб сузить ширину перевозимого объекта?
если всё таки резать (прошу меня простить, но если мы его не вывезем, то его уж точно порежут, но уже на металл), то как потом скреплять. сварка? какая то специальная?

Так же мы обсуждали с ним что делать с шасси. Вернее как их "свернуть", чтоб высота стала меньше. Он предложил (но с жилкой сомнения на лбу) поробовать присоедениться к гидравлке и продавить? либо воздухом под давлением, даже если травить будет, вроде как может сдвинутся. 30 лет простоял.
я предложил снять. просто отсоединить стойки (там фланцевые гайки), а потом прикрутить.
Был бы выгоден вариант снять крылья, хвостовое оперение и киль и заменив шины (он сказал, что от АН24 могут подойти и даже есть в наличии)....но 14 метров ширины я и в городе не найду...не говоря уж в деревне.

изучали вопрос.

1. вес на внешней лебедки МИ-26 - 20 т. ТУ 104 весит 40 в сборе. минус двигателя, минус крылья и оперение, салон кабина....но всё равно остается чуть больше 20-ти.
2. Самолет стоял 30 лет. И я даже не знаю кто может дать гарантии, что он не развалится в полете, а миновать населенный пункт не получится.
3. стоимость не то, что большая, но ближайшие арендодатели вертушки ставят ценник от 600 000 до 8 000 000 в час....уж слишком разброс большой. МЧС не работают по договорам
4. И самое печальное. туда куда надо доставить. Запрещена зона для полетов. Близость закрытого города.


Re: С форума

Вроде, группа энтузиастов с проектом сделать из этого Ту-104 памятник. Куда именно собираются переносить, я не знаю, но над способом перевозки они сейчас работают и что-то уже ими достигнуто. Расстыковывать стали именно для этого (человек, который помогает и мне с работой по Ту-104, как раз ездил недавно в Томск и рассказывал про расстыковку). Слышала, что томичи собираются качественно отреставрировать самолет снаружи. Илья Леонтьев, который на форуме задал вопрос, есть в соц. сетях, может, он подробнее расскажет.

А есть его профиль в сетях, как его найти? )

Я вижу пока два варианта - аэропорт Томска с музеем и Толмачево с музеем. Второе вряд ли, учитывая расстояние. Ну и просто в городе где-нибудь в парке...

Re: С форума

Вроде, он:

vk.com/id6219013?act=info

facebook.com/Leontyev.Ilya?_rdr

Нашел, спасибо.

Кстати, есть ли в Бердске какие-либо документы о посадке там Ту-104? Начиная с газетных публикаций. Тема историческая, тем и интересная.

Re: С форума

Пока не догадывалась спросить про газетные публикации, за идею спасибо!;)
Упоминание о посадке есть в Интернете в статьях о В. Рыцареве (который, в том числе, и организовывал этот полет), еще есть такой отчет:



Насчет видео спрашиваю часто (слышала, что съемка велась), но пока никто особо ничего не помнит :(

Не удалось про съемку узнать?

Ссылки на Рыцарева не дадите?

Re: С форума

Про съемку - пока нет... Статьи про Рыцарева есть здесь:
http://www.metronsk.ru/tech/891/
http://www-sbras.nsc.ru/HBC/2002/n26-27/f27.html

Re: С форума

PS Кстати, знаю человека, который перегонял Тушку из Толмачево в Томск.

Ту-104 в Томске | 2014

Пользователь dron_nsk сослался на вашу запись в своей записи «Ту-104 в Томске | 2014» в контексте: [...] нет.......... Подробнее про то, как устанавливали этот самолет можно почитать у Глеба Осокина [...]

ZAVODFOTO из ЖЖ: Ту-104 в Томске | 2014

Пользователь matynin_denis сослался на вашу запись в своей записи «ZAVODFOTO из ЖЖ: Ту-104 в Томске | 2014» в контексте: [...] нет.......... Подробнее про то, как устанавливали этот самолет можно почитать у Глеба Осокина [...]

Томский Ту-104 - май 2015

Пользователь untt сослался на вашу запись в своей записи «Томский Ту-104 - май 2015» в контексте: [...] своем месте, правда с уже отстыкованными крыльями. Это нас заинтересовало и в комментариях к посту [...]

  • 1
?

Log in