Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
"Чье пальто?" - как обслуживали пассажиров на Ту-104
avro_live
Ту-104 800  Архив К Удалова

Анонс к будущей публикации о работе бортпроводников на Ту-104, которых в Новосибирске в 1960-70 годах было около 30 штук. Три бортпроводника на рейсе, независимо от количества пассажиров и компоновки (их на этом самолете было три: 50, 70 и 100 кресел). Из беседы с Заслуженным работником Аэрофлота, бывшим начальником службы бортпроводников Толмачевского авиаотряда Галиной Федоровной Крячек. Она пришла в Толмачево в год открытия аэропорта - в 1957-м. ...Как раз полетел первый спутник...

...

Микрофонов в салоне не было, объявления делали только голосом. При задержках, когда пассажиры на борту, мог командир объявить, но чаще говорили мы: «От имени Аэрофлота и командира корабля приносим извинения за задержку рейса». Командира объявляли полностью по фамилии имени отчеству, когда это было возможно, всегда добавляли «Пилот первого класса». Это придавало уверенности пассажирам. Перед взлетом старались все объявления делать до запуска двигателей, потом уже шумно было.

Если зима, то в салоне на посадке холодно (ВСУ на Ту-104 не было). Пассажиры сидят в пальто и шубах. По салону после взлета проносили прессу. Было 3-4 вида газет и несколько журналов (например “Огонек», «Работница», «Вокруг света», «Партийная жизнь», причем мы делали библиотеку из журналов, оставленных пассажирами). После взлета бортпроводники раздавали плечики, на которые вешалась верхняя одежда и затем размещалась в двух гардеробах в хвосте салона силами бригады [на 50-местных Ту-104 было два гардероба]. В полете к гардеробу был свободный доступ, но краж не было. Раздача одежды проходила перед посадкой со словами «Чье пальто?». Бортпроводники в холодное время встречали пассажиров в пальто и сапогах, переодеваясь после взлета. В салоне во время полета всегда ходили на каблуках.

Ту-104 на толмачевском перроне. Фото из архива S7 и аэропорта. Автор предположительно Виктор Щусь (город Обь), штатный фотограф аэропорта в то время. Две разные ливреи Ту-104 одновременно, 1970е годы. На заднем плане один из первых базовых Ту-154 СССР-85082. Первый 85070 был получен летом 1974 года.

Tu-104s

Курение в полете было разрешено, но только на своих местах, так как в креслах были пепельницы. В туалетах их не было, и поэтому так курить запрещалось. Обычно после питания в салоне уже стоял дым. Люди согреются, расслабятся, покушают. Кто-то уходил курить в гардероб, за этим также следили и возвращали пассажиров на свои места.

В службе мы сами готовили информацию о полете для пассажиров, о городах в которые летаем и над которыми летим. Занимались этим инструкторы, ходили в библиотеки. В каждом рейсе у нас с собой была карта маршрута, с информацией об основных городах и их достопримечательностях, а также об интересных местах (реки, крупные озера). Пассажиры регулярно задавали вопросы. Мы или отвечали сразу, если трасса знакомая, или уточняли у штурмана, над чем именно летим, а что говорить – уже было подготовлено.

Первое фото из архива Константина Удалова, за что ему огромное спасибо!

  • 1
Интересно узнавать такие факты из истории. Нынче паксы разбалованые пошли, летом в салоне душно им кондиционирование подавай зимой наоборот))) Спасибо)

Первые Ту-104 как раз с точки зрения сервиса были на высоте. Потом пошло увеличение эффективности (рост количества кресел, в частности) и сервис стал попроще. Добавил еще одно фото.

Много нового узнал! Спасибо!

Это только анонс, там еще много интересного )

Про класс пилота объявляли до самого конца СССР. В 1990 г. на Ил-86 ВПО, например, командир имел второй!() класс (я поэтому и запомнил).

Не знаю уж, каким сервис на Ту-104 был. Но вот на 114-м он был в буквальном смысле - на высоте! Проверено на себе.

Так напишите, чтобы только "на себе" не оставалось )

Мне сложно сейчас представить, если бы сидящий со мной рядом пассажир раз - и закурил.

Курили, курили мы в салоне... Да и прикладывались к горлышку, вернее - по стаканАм разливали.
Но самое впечатляющее - это подход к КОРАБЛЮ! Приближаясь к трапу, голова автоматически задиралась к небесам, так что кепку приходилось поддерживать рукой.
В уж наличие в салоне купе со спальными местами - вообще убило, нах!..

А настольные лампы помните?

Настольные лампы были, но не в нашем салоне.

Они как-то крепились к столу? Могли упасть же. ...Если знаете.

Не знаю/не ведаю... В нашем салоне их не было.

Потрясающие снимки.
И хвостик ИЛ-18 виднеется, кажется. :)

Да, а чей же еще )

Или это не ИЛ-18...

Он самый. Два хвоста Ил-18 там на снимке. Они тоже базовые.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account