Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
Ан-24 на двух базах в Новосибирске
avro_live


В продолжение темы Эмбраеров в Толмачево. Как работали региональные линии раньше, в советское время и в 1990е. Фото Бориса Семенова. Красила "Сибирь" свои Ан-24 на заводе во время капремонтов. Ниже публикация из газеты S7.

Самолет для местных линий

Почти 60 лет прошло с первого полета советского самолета для местных линий Ан-24. Это произошло еще при Хрущеве в 1959 году. Производился этот лайнер на трех заводах – в Киеве, Иркутске и Улан-Удэ до 1979 года. Самолет и в 2017 году продолжает нести свою вахту, причем, чаще в отдаленных районах, где особой альтернативы Ан-24, в том числе для посадок на грунтовые полосы, до сих пор нет. Например, в Якутии планируют эксплуатировать этот тип и его грузовую версию Ан-26 до 2025 года. В Новосибирске история Ан-24 напрямую касается обоих гражданских аэропортов – Северного и Толмачево, где они работали в общей сложности с 1965 по 2010 год. В связи с получением первого регионального Embraer E-170 в S7 Airlines есть смысл вспомнить, как новосибирцы работали на региональных линиях в недалеком прошлом.

Первые в Толмачево

Первый базовый Ан-24 в Новосибирске оказался летом 1965 года.

01. Его историю рассказал выпускник КИИГА, бывший главный инженер Новосибирского авиапредприятия Владимир Семенович Яковенко, в том же году прошедший переобучение на Ан-24 в Киеве и Запорожье. Самолет СССР-47700 был первым воздушным судном этого типа, выпущенном на Улан-Удинском авиазаводе. Его поставка изначально планировалась в Новосибирск-Северный (городской аэропорт, закрыт в 2010 году). Получал самолет на заводе экипаж из Северного во главе с командиром 114-го Летного отряда (ЛО) Алексеем Анисимовичем Падалко, но приземлился лайнер в Толмачево. Почему был оперативно переигран базовый аэропорт, пока выяснить не удалось, но до осени 1966 года этот и еще три первых Ан-24 эксплуатировались именно в Толмачево, а в Северном продолжали полеты проверенные временем Ли-2 и Ил-14. Возможно, это был переходной период перед началом базовой эксплуатации в Толмачево турбовинтовых лайнеров Ил-18 в 1967 году. До 1965 года здесь была база только для реактивных Ту-104. Борт СССР-47700 после того, как все-таки оказался в Северном осенью 1966го, отлетал в городском аэропорту весь свой назначенный срок, штатно пройдя несколько капремонтов.

(Здесь пока есть пропуск истории, так как базовые Ан-24 работали в Толмачево как минимум с 1967 по 1972 годы. И пока развернутые источники и люди про эту часть работы Толмачево не найдены. Поиск продолжается).

Северный как основная база

Городской аэропорт Новосибирска в свои лучшие советские годы в 1970-80 годах, со слов ветеранов этого предприятия, обслуживал примерно сравнимое с Толмачево количество пассажиров в сутки (возможно, сравнивались только базовые рейсы). Так как в Северном в ходу были менее вместительные воздушные суда, высокие показатели достигались за счет более частого выполнения рейсов. Это и понятно, если сравнивать штатный для Толмачево рейс Ту-104, например, в Москву и обратно (10 часов вне базы) и вдвое меньший по продолжительности оборотный рейс Ан-24 в Абакан (5 часов). В 1970х в Северном это был основной тип для ближнемагистральных направлений с парком порядка 20 ВС.
География полетов и нумерация рейсов базовых Ан-24 из Северного менялась, но всегда предлагала полеты в соседние регионы Западной Сибири: Колпашево, Стрежевой, Абакан, Бийск и даже в Краснозерск Новосибирской области. Многие рейсы выполнялись с промежуточными посадками: Новосибирск - Нижневартовск – Сургут, ...Подкаменная Тунгуска – Норильск, …Красноярск – Братск, …Семипалатинск – Алма-Ата, …Балхаш – Чимкент, …Павлодар – Караганда, …Омск – Тюмень и многие другие направления вплоть до Уфы и Ижевска. Особняком стояли полеты новосибирцев на юг через соседние города, например Новосибирск-Севреный – Кемерово – Усть-Каменогорск – Алма-Ата – Ташкент и Новосибирск-Северный – Томск – Семипалатинск – Балхаш – Фрунзе с эстафетой в конечных пунктах.
Чартерные рейсы в СССР тоже имели место. Одним из постоянных направлений таких полетов из Северного был «закрытый» аэродром Ленинск рядом с космодромом Байконур, куда раз в месяц возили строителей, работавших там вахтовым способом. Выполнялись полеты на космодром в ночное время. Рейсы в Северный на Ан-24 авиапредприятий из других регионов также отличались весьма большими расстояниями. Их начальные пункты находились в Якутске, Мирном, Чите, Кзыл-Орде, Целинограде, Оренбурге, Воронеже, Пензе и других городах большой страны.
Как вспоминает Виктор Иванович Пьяных, в 1982-86 годах работавший командиром 428 Летного отряда, который был создан в Северном именно под Ан-24, в тот период в отряде было около 60 экипажей в трех эскадрильях. В 1985 году было принято решение о передаче четырех Ан-24 вместе с экипажами из Северного в Толмачево. В связи с этим, в следующем 1986 году 428 ЛО был полностью переведен назад в 6 ЛО. В обновленном 6 Летном отряде остались две эскадрильи Ан-24 и одна – Ан-30, которая занималась аэрофотосъемкой.

Самолет для старта выше

В середине 1980х вместе с самолетами в Толмачево перешло восемь экипажей из Северного. Они вошли в единое летное подразделение с грузовыми самолетами Ан-26, которые появились в Толмачево в 1983 году вместо выводившегося из базовой эксплуатации парка Ил-18 (в грузовой версии). На протяжении многих последующих лет основными направлением полетов Ан-24 из главного аэропорта Новосибирска стал западно-сибирский нефтегазовый регион. Это были новые города на тюменском севере: Тюмень, Сургут, Стрежевой, Надым, Нефтеюганск, Радужный, Ноябрьск, на предельной дальности располагался Салехард. До 4х рейсов в день выполнялось в Нижневартовск, построенный рядом с крупнейшим в России Самотлорским нефтяным месторождением. На этом фоне исключением был рейс из Толмачево в Бийск, но он также был рассчитан на северян, массово отдыхавших на курортах Белокурихи.
В 1986 году из Северного в Толмачево перешел Виктор Павлович Бормотов, долгие годы проработавший на новом месте пилотом-инструктором Ан-24. По его мнению, причины для начала полетов Анов из главного хаба Новосибирска были следующими:

[отмечу, что обсуждение пунктов 2 и 3 ниже после публикации привело к пониманию, что тут надо копать глубже. и что могли быть еще какие-то неизвестные сейчас мне причины для перевода Анов в Толмачево в 1980х]

- Северный был перегружен и работал только в дневное время (было много ночных рейсов, которые возвращались в Новосибирск под раннее утро);
- пассажиры стали уходить в соседние аэропорты Омска и Красноярска, а конкуренция между городами тогда тоже была;
- Толмачево предлагало дальнейший широкий разлет без переезда между двумя аэропортами;
- Толмачевскому авиаотряду нужна была кузница кадров для ввода своих пилотов на основной тип Ту-154.
Северные города в 1970-80х росли как грибы. Открывались новые аэропорты с только что построенными хорошими полосами и современным посадочным и светосигнальным оборудованием, включая ОВИ (огни высокой интенсивности). Летать туда было удобно. Опыт нарабатывался достаточно быстро. В результате толмачевцы сами растили себе смену из молодых ребят, приходивших непосредственно с училищ и после школы Ан-2 и Л410 в других авиапредприятиях. А северные рейсы активно подпитывали собственные магистральные направления Толмачевского авиаотряда на запад, юг и восток страны. Сейчас это называется трансфер и S7 Airlines снова активно развивает его в базовом аэропорту Новосибирска.

ПС. Про нынешний аэродром Байконур: https://www.kommersant.ru/doc/3373717


Posts from This Journal by “Казахстан” Tag

  • S7 в Караганде, Ту-144 и разное

    Как-то времени хватает только на свежатинку. Вчера впервые выполнили рейс Новосибирск - Караганда на Эмбраере, S7 3043/3044. На сайте аэропорта…

  • Авиалесоохрана - из истории Западной Сибири

    Узнал, что недалеко от гораэропорта сейчас есть такое "местоположение": РФ, область Новосибирская, г. Новосибирск, улица Лесной авиации. Стали…

  • Полет Новосибирск - Худжанд, виды сверху и не только

    В минувшем сентябре неожиданно слетал в Худжанд, Таджикистан. Это бывший Ленинабад. И международный код у аэропорта соответствующий – LBD. Ниже…

  • Разные новости S7

    На выходных впервые слетали из Новосибирска в Урумчи на Эмбраере. На зиму с декабря до весны из Новосибирска в Гонконг будет летать два раза в…

  • Пермь, Мирный, Тамчи и т.д.

    Картинка из авиажурнала зарубежного (очень хорошего), но уже не новость. А вот что с 1 сентября открывается Новосибирск - Пермь, с 5 июля…

  • Полет на Эмбраере "Баба Оля"

    Так как Эмбраер по-прежнему всего один и опыта полетов на нем еще немного (скоро будут очередные машины), выставлю сторонний отзыв с фото из авиа…


  • 1
А какого года снимок?

Есть ли в планах ввести рейс Новосибирск-Новокузнецк? Многим был бы удобен вечерний рейс из Новокузнецка в Новосибирск со стыковками в Москву, СПБ, Сочи и т.д.

Я не слышал. Только Новосибирск - Омск из соседних столиц.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account