Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
Делящие небо - на примере Толмачево
avro_live


Статья от S7 про птиц, на базе орнитологической службы аэропорта Толмачево. Лето 2016. Скоро новое лето. Светло уже, когда на работу идешь.

ПТИЦЫ – ЭТО СЕРЬЕЗНО

Многие тысячелетия птицы царили в небе нашей планеты. Лет 300 как в небе появились воздушные шары, в том числе с человеком на борту. И всего 100 с небольшим лет назад в воздух поднялись первые самолеты. В связи с активным развитием авиации вскоре пернатым в небе пришлось потесниться. В 1912 году был зафиксирован первый случай трагического столкновения самолета с птицей, в результате чего аэроплан упал в океан, а пилот погиб. С 1960-х годов начала активно развиваться реактивная авиация. Значительно выросли размеры воздушных судов и скорости полета, в том числе в районе аэродромов, количество которых также ежегодно увеличивалось. Все это повышало риск новых столкновений. Сила соударения на большой скорости даже с небольшими птицами заставила серьезно задуматься об очевидной угрозе безопасности полетов. Появились первые научные исследования и эксплуатационные документы на эту тему.
В 1980-х годах приказом МГА СССР было введено в действие отдельное Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА-89). Чуть ранее появилось специальное учебное пособие для летных учебных заведений страны на эту же тему. Названное Руководство до сих пор является основополагающим документом в данной сфере, хотя по понятным причинам оно достаточно устарело. В частности, речь в нем ведется о деятельности объединенного авиапредприятия, совмещавшего в советское время руководство как аэропортом, так и летными подразделениями, которые сейчас называются авиакомпаниями.

В постсоветское время вопросы орнитологии в гражданской авиации долго стояли далеко не на первом месте среди актуальных вопросов отрасли. 2007 год был омрачен катастрофой грузового Ан-12 в Домодедово, который на взлете столкнулся со стаей птиц, в результате чего вышло из строя два двигателя из четырех.
В 2015 году на уровне Росавиации была разработана специальная программа по вопросам орнитологии, включающая объемный сбор статистического материала и нацеленная на снижение количества столкновений с птицами в полете. Лето 2016 года, к сожалению, приносит новые случаи столкновений.
Информация ФАВТ о безопасности полетов №8 в мае 2016 года в очередной обратила внимание организаций гражданской авиации страны на необходимость учета и анализа всех случаев столкновений воздушных судов с птицами независимо от последствий для воздушного судна на уровне Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации. Объективная информация с мест поможет лучшему пониманию проблемы на уровне государства и выработке новых решений в данной области. Об этом же говорит ICAO в Руководстве по аэропортовым службам в части с очень понятным названием «Создаваемая дикой природой опасность и методы ее уменьшения» (документ ICAO9137).

Таблица из книги по авиационной орнитологии 1984 года.



Собственно статья

Люди знакомы с ними с детства. Птицы - привычные спутники любой городской, а тем более сельской среды. Они не вызывают у человека каких-то серьезных опасений на земле. Иная ситуация в воздухе. В Федеральных авиационных правилах «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации» 2009 года есть такой пункт: 8.26. «На аэродромах принимаются меры по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами, вплоть до временного прекращения полетов». О текущей ситуации на аэродроме мы попросили рассказать ведущего инженера по орнитологическому обеспечению безопасности полетов АО «Аэропорт Толмачево» Максима Александровича ГРАБОВСКОГО.

- Ветераны рассказывают, что в период создания гражданского аэропорта Толмачево в 1950-х годах где-то в районе ангара «Сибирь Техник» было болото, куда охотники ходили за утками. Какова текущая орнитологическая ситуация в аэропорту?

- В аэропортах птицы есть всегда. Толмачево не исключение. С точки зрения экологических условий это территория, весьма привлекательная для птиц. В нашем случае - окраина большого мегаполиса, вокруг сельскохозяйственные поля, перелески, болотистые места. В радиусе 10 км протекает река Обь, расположены свиноферма в Криводановке и птицефабрика в Чике (там и там должны проводиться специальные мероприятия по отпугиванию птиц). На самом летном поле птиц притягивает обилие живой пищи в открытой и достаточно безлюдной зоне – это насекомые, беспозвоночные и грызуны в траве и на асфальте, включая дождевых червей. Плотность пернатых у нас в отдельных местах в летний период может достигать 1000 особей на квадратный километр. Больше бывает только в приморских зонах, где много водоплавающих и морских птиц. Обычный лес рядом с аэродромом снижает количество птиц по сравнению с распаханными полями, где грызунов и насекомых птицам гораздо проще увидеть и поймать. Но у нас как раз земли вокруг аэродрома в основном распаханы. Если ничего не делать, то орнитологическая обстановка в Толмачево будет достаточно сложной. Аэропорт очень серьезно относится к этой ситуации.
В среднем по миру происходит примерно 1 столкновение на 1000 вылетов. В Толмачево эта цифра никогда не была выше 0,3. Активно применяемые меры отпугивания дают свои результаты. Например, в 2010 году у нас не было ни одного столкновения в течение всего года. Это конечно исключение, но очень приятное для аэропорта и нашей службы, в частности. Птицы очень мобильны. Территорию аэродрома они пересекают за несколько секунд. Наша задача – свести к минимуму саму вероятность столкновения, то есть, снизить количество птиц на аэродроме.

- Какие птицы в Толмачево вызывают основную опасность?

- Наиболее опасны крупные птицы. Небольшие, такие как стрижи и ласточки из-за своей небольшой массы особой угрозы для воздушных судов не представляют. Столкновения происходят оттого, что в живой природе птицам неизвестны столь высокие скорости, как у самолетов. Поэтому птицы оценивают не скорость, а расстояние. Обычно 50-70 метров гарантируют безопасность, т.к. с такой дистанции они могут покинуть место, которое становится опасным. Но самолет летит быстрее, чем считают птицы. Порядка 90% столкновений происходит до высоты 50-100 метров.
Из крупных птиц можно выделить три основные группы. Врановые – это вороны, от которых и пошло название, грачи, которых у нас особенно много, и сороки. Чайки – они хоть и гнездятся у водоемов, но любят и обычных земных насекомых. Самые большие, весом до 800 грамм и более – это хищники, птицы-парители –коршуны, пустельга, луни и совы. Причем, совы могут летать не только ночью, но и днем. Орлы тоже могут появляться на аэродроме, но их у нас очень мало. Все эти птицы гнездятся в радиусе 10-15 км от аэродрома, что позволяет им летать туда и обратно на летное поле в поисках пищи.Серьезных миграционных маршрутов в районе аэродрома у нас, к счастью, нет.В районе реки Оби, над поймой весной и осенью можно встретить стаи уток и гусей. Во время миграции различные птицы могут лететь стаями на высоте до 3000 метров, в том числе ночью.

- Можно ли говорить о наиболее опасных орнитологических периодах?

- Зимой птиц в принципе мало, поэтому это самый спокойный сезон. Сложный период - все теплое время года. Основной пик опасности - в июле-августе, когда численность вырастает за счет молодых неопытных птиц, и появляются многочисленные стаи. Суточная птичья активность более высока утром за счет массового вылета в поисках корма. Сильно влияют погодные условия: жара, холод, ветер, дождь. Например, для птиц-парителей важна термическая активность у земли и, как следствие, восходящие потоки воздуха. После дождя на полосе появляются дождевые черви. Это сразу привлекает врановых, чаек и более мелких птиц. Но самолеты летают круглые сутки и в любую погоду (впрочем, в сильный туман птицы тоже стараются быть на земле). Поэтому внимательным нужно быть всегда.

- Что предпринимает аэропорт для снижения количества птиц?

- Современные скорости магистральных лайнеров не позволяют пилотам самостоятельно заметить скопление птиц издалека. Информацию об опасности любого рода на аэродроме экипаж получает от авиадиспетчера. У диспетчера суммируются данные от всех остальных служб. В первую очередь, это аэродромная служба, которая отвечает за состояние полосы и прилегающей территории. Наша орнитологическая группа является ее подразделением. Постоянное наблюдение за летным полем ведет служба СПАСОП и диспетчеры со своей вышки. Для безопасности полетов критично именно своевременное обнаружение опасности и оперативная передача информации о ней на борт ВС.
Наша группа появилась в Толмачево в 2000 году. Совместно с Институтом систематики и экологии животных СО РАН было проведено масштабное исследование ситуации. По его итогам была разработана система мероприятий по снижению привлекательности территории аэродрома для птиц. Одним из первых заметных шагов стала ликвидация свалки в районе Павино недалеко от аэродрома, для чего пришлось привлекать правоохранительные органы. Ежегодно проводится тщательная очистка территории от мусора и гнезд опасных птиц. К сожалению, в силу технологических особенностей функционирования аэродрома на значительной территории летного поля приходится скашивать траву, что привлекает многие опасные виды птиц. В невысокой траве им проще добывать корм. Поэтому сейчас мы стараемся максимально уменьшить площадь скашивания, а на окошенных участках проводим мероприятия по уничтожению насекомых и грызунов, привлекающих птиц.

Фот предоставлено пресс-службой аэропорта.



Если обнаружено скопление птиц, мешающих полетам, то их необходимо оперативно отпугнуть. У нас есть патрульный автомобиль, оборудованный биоакустической установкой. Также у сотрудников орнитологической группы есть сигнальные ракеты и ракетницы разных видов, применяемые в зависимости от вида и количества птиц. Ранее мы вели отстрел из ружей, но в прошлом году МВД запретило хранение и использование оружия на аэродроме. Биоакустических установок у нас несколько. Делали мы их в Новосибирске, точнее, участвовали в их разработке. Схема простая – динамики и усилитель. Одна на машине и две стационарные на солнечных батареях, которые можно размещать в разных местах аэродрома. Есть также зарубежная установка BirdGard, но она менее мощная, а при отпугивании громкость сигнала является более важным фактором, чем качество воспроизведения. Транслируемые тревожные крики птиц, к сожалению, действуют не на все виды пернатых и к ним достаточно быстро возникает привычка. Поэтому чаще мы применяем универсальные синтетические сигналы большой громкости. На сегодня самый эффективный способ отпугивания – это сочетание биоакустики и пиротехники. Активный прессинг по разным каналам восприятия делает аэродром некомфортным местом для птиц.

- Есть ли отпугивающие устройства на борту самолета?

- Этот вопрос, наверно, правильно задать летчикам. Для большего привлечения внимания птиц, а значит, и более оперативного их реагирования на угрозу, на взлете и посадке у самолета всегда включены фары и проблесковые огни. До конца неизвестно влияние работающего самолетного метеолокатора, научных подтверждений влияния излучения на птиц нет. Их отпугивает сам шум двигателей, но на аэродроме местные птицы к нему привыкают. Пожалуй, это все основные варианты отпугивания со стороны авиатехники.
Важно быстрее проходить высоты 0-100 метров, как на взлете, так и на посадке. Но мы прекрасно понимаем, что здесь главную роль играют летные документы, а не рекомендации орнитологов. В любом случае, от всех авиационных служб, включая и экипаж на борту, нужна осмотрительность. Забота о безопасности в гражданской авиации всегда должна стоять на первом месте.

Фото в начале - с интернета.


Posts from This Journal by “разное” Tag

  • Экономия или рост?

    Читаю свежий "Коммерсант" в Толмачево по случаю. Рост авиаперевозок в РФ за год на уровне 20% (это не новость уже). При этом, соцопрос РАН, этом…

  • Разное про Уругвай. Ближе к Мундиалю

    Малоизвестная нам в РФ страна. Но вот мы попали с ней в группу ЧМ и теперь так или иначе интерес ближе к лету будет расти. Фото выше - наши…

  • "Как такое возможно?" - цена вдруг упала

    Отзыв: 22 ноября приобрел билет на пятницу ХХХ - Москва за 3800 руб. 23 ноября цена - 2200 руб. Как такое возможно? Логика динамического…

  • Купания диких обезьян

    Дело было на острове в Малайзии. Отель, бассейн, рядом море и лес. Обезьянки... воруют съестное из номеров при открытых дверях/балконах чуть ли не…

  • Прикоснулся к ЧМ-2018

    Выдали сегодня на сдачу в банке 25-рублевые монеты к ЧМ-2018. Причем, с датой выпуска 2018 год. Я или не слышал, или пропустил мимо новость про…

  • Про встречу в аэропорту

    Понравилась в интернете: ...Тогда-то я все поняла. Мы встречаем близких не потому, что у них тяжелые сумки. Мы встречаем близких, потому что…


  • 1
Глеб, спасибо большое. Всегда читаю с интересом.

Глядя на последнее фото, вспоминаю, был у нас грузовой мотороллер, который территорию Толмачёво никогда не покидал. Соответственно гос.номер ему был как козе баян. ГИБДД же не остановит ))) Видимо этот УАЗик из той же когорты транспортных средств.


Да, было такое. Как сейчас не знаю )

Сейчас также много транспорта без номеров, невыездного за территорию аэропорта

  • 1
?

Log in

No account? Create an account