Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
Про советские полеты в Пономаревку НСО
avro_live


Продолжая тему работы гражданской авиации в Новосибирской области (см. ссылки ниже) – ниже рассказ про полеты в Пономаревку, на самый север Колыванского района Новосибирской области.

Случайно, через газету райцентра - Колывани (Новосибирская область, она же НСО) удалось узнать о проекте Колыванской центральной библиотеки «История Колыванского района в лицах», а дальше – познакомиться с его координатором Лилией Потеряевой. Завязалась переписка. На тот момент про авиацию в проекте пока не было данных. Хотя аэродромов в Колыванском районе было несколько, в том числе и в самой Колывани (40 км от Новосибирска, там была база сельхозавиации, есть более ранее упоминание вот тут ). Про остальные аэродромы есть желание рассказать тоже, но позже.

В результате общения появилась запись рассказа Николая Николаевича Южакова, бывшего жителя села Пономаревка. Которая и представлена ниже. Вопросы мои, были подготовлены навскидку. Запись от 04 ноября 2016 года.

- Когда открыли (если есть информация) и когда закрыли аэродром?

- Авиалиния Новосибирск – Пономарёвка по опросу многочисленных жителей Пономарёвки начала работать примерно в первой половине 1960-х годов (1963-1964), но точную дату открытия авиалиний установить не удалось (необходимо смотреть архив). Дата закрытия - весна 1991 года.

01. Из колыванской районной газеты. Для понимания географии.



- Где можно было купить билеты, кроме аэродрома?

- Билеты продавались только в здании местного аэропорта, причём по предварительной заявке билеты можно было купить не только до Новосибирска, но и по всем направлениям авиалиний СССР.

- Если самолет летел с промежуточной посадкой – какая доля мест в самолете продавалась в Пономаревке?

- 50% мест заполняли пассажиры Пономарёвки и 50% подсаживались в Пихтовке, но ситуации бывали разные и тогда руководители аэропортов Пихтовки и Пономарёвки находили между собой общий язык. Если были пассажиры, не улетевшие рейсовым самолётом, то для них диспетчер нашего аэропорта заказывал дополнительный рейс и, как правило, заказ был выполнен (почти как ныне заказать такси по Колывани). Сегодня есть чему удивляться.

(До 1955 года Пихтовка была райцентром, потом район объединили с Колыванским - Глеб)

02. Расписание 1976 года Новосибирска-Северного (городского аэропорта, который связывал областной центр с 27 гражданскими аэродромами области). Взято с авиафорума .



- Сколько стоил билет?

- Первоначальная стоимость билета до Новосибирска была 4-00 руб., затем 6-00 руб. До Пихтовки 1-00 руб, до Колывани-3-00 руб. Если верить квитанции ниже, 20 кг багажа можно было провести всего за 60 копеек?!

(Ниже билет на самолёт до Новосибирска и квитанция на провоз багажа, подаренные Николаю Николаевичу в сентябре 2016 года хозяином этого билета, Смоляниновым Александром Ульяновичем).

03. Билет 1988 года



04. Багажная квитанция на 20 кг



- Летали ли в Пономаревку самолеты, кроме Ан-2?

-Не летали.

-Была ли базировка в Пономаревке сельскохозяйственных самолетов и лесоохраны?

- С/х самолёты почти не работали, а если работали, то это были единичные случаи и они были непродолжительные (борьба с полевой крысой). Самолёты лесоохраны базировались в Пихтовке.

- Переносился ли аэродром на другое место в процессе развития?

- Не переносился.

- Как долго не летали самолеты в распутицу осенью и весной? Как в это время местные жители добирались до Новосибирска?

Всё зависело от погоды. 1-1,5 месяца был перерыв в весенний период. В осенний период перерывов практически не было. В это время у населения было три варианта:

а) Вертолёт вместо самолёта;
б) Попутный транспорт, в основном это были автомобили совхоза. До Пихтовки ехали на попутных автомобилях, от Пихтовки до Кокошино на поезде (ветка), в Кокошино делалась пересадка на проходящие поезда до Новосибирска.

(ЖД-ветка Кокошино (Транссиб) - Пихтовка, четко видна на карте 02 выше. Интересно, возили или что-то другое? Были ли регулярные пассажирские перевозки? – Глеб)

UPG. Нашел вот что в старой книжке:



На период распутицы для доставки ежедневно производимых совхозом сливок на маслозавод в Пихтовку выделялся вертолёт, который попутно забирал из Пономаревки пассажиров. Сливки выгружались в Пихтовке, пассажиры следовали дальше в Новосибирск.

- Просьба описать расчистку аэродрома после метелей – какая и сколько техники привлекалось? Чья это была техника? Как долго могли чистить?

- Вот что рассказал про расчистку аэродрома последний начальник аэропорта Ванюкевич Владимир Георгиевич: «У нас с совхозом «Пономарёвский» имелась договорённость и по первой просьбе совхоз выделял технику. Как правило, справлялся один гусеничный трактор ДТ-75, который цеплял изготовленное приспособление, хранившееся здесь же у края лётного поля и производил выравнивание взлётной полосы. Совхоз всегда с пониманием относился к нашим просьбам. Не было случая, чтобы они нам отказали или задержали подготовку лётного поля. Совхоз поручал работу опытному трактористу Петухову Евгению, имевшему высокую квалификацию и достаточный опыт для выполнения этой операции. Выполняя постоянно эту работу он уже всё знал, и ему не требовались дополнительные наставления. Работа длилась 3-4 часа, всё зависело от прошедшей метели. Совхозу выписывалась справка о проведённой работе и затраченном времени за подписью начальника Пономарёвского аэропорта, которую уже впоследствии совхоз предъявлял Новосибирскому порту для оплаты. За всё время работы недоразумений между совхозом и портом как по расчистке, так и по оплате не возникало».

- Были ли какие-то специальные вахтовые авиаперевозки?

- Не было.

- Сколько ехать по земле Пономаревка - Новосибирск?

- Вновь зависит от погоды и состояния дороги. При благоприятных условиях от 3,5 до 5-6 часов. В случае непогоды и бездорожья путь занимал до 10 часов и больше. (Фронтовик Корнюшкин Фёдор Емельянович вспоминал, как на автомобиле «Полуторка» после войны простоял между деревнями Сташково и Мальчиха (так называемая «Долина смерти») 18 суток, съел во всей округе все медунки и др. траву. За это время прошла всего одна машина и та встречная).

(Про данную "долину" пока не искал, но любопытно, за что ее так назвали - Глеб)

- Когда в Пономаревку стал ходить регулярный автобус?

- Автобус специализированного предприятия, осуществляющего перевозки пассажиров, не ходит в Пономаревку до сих пор. Инициативу по перевозке своих жителей проявил Пономарёвский сельсовет. Для этих целей купил автомобиль УАЗ, оборудовал его пассажирскими сиденьями и при наличии пассажиров (кандидаты на поездку делают заранее заявку по телефону водителю).

- Каково было население поселка в 1980х?

- На 01.01.1971 года - 2700 человек (из воспоминаний специалиста администрации Пономарёвского сельсовета Трегубовой Нины Егоровны). На сегодняшний день не насчитывается даже 200 человек

- Писали ли в районной газете про аэродром? Если да, то в какие периоды (например: ежегодно, к лету)

- Об этом история умалчивает! Скорее всего не писали. Ни один человек из мной опрошенных не помнит этого!

…Эх, было же времечко! (Слова Николая Николаевича в конце текста)

ПС. К слову, кроме местной авиации Пономаревка богата на «больших авиаторов», из интернета : «…Гордостью села и школы стали её выпускники - первоклассные лётчики: Гладышев Александр стал военным лётчиком, был командиром авиационной испытательной эскадрильи особого назначения, Микрюков Виктор Борисович - был заместителем генерального директора авиакомпании "Сибирь" по качеству полётов. Микрюков Сергей Борисович, Четвертухин Вячеслав и Ванюкевич Николай были командирами эскадрилий Ил-86 международных авиалиний, Перевалов Александр летал на самом современном тяжёлом стратегическом бомбардировщике. В настоящее время летает Худяков Игорь. Всего с авиацией связали свою судьбу более 15 выпускников школы». Есть целая статья на эту тему в пдф, в интернете не нашел. Автор - также Николай Николаевич, хоть сам он и не авиатор.

ПСС. Вот выдержка про аэродром Пономаревки и его начала из статьи, речь о которой выше:





ПССС. Ан-2 в Пихтовке. Из Пономаревке пока авиафото найти не удалось.





Спасибо Николаю Николаевичу за текст и Лилии за интерес к теме и помощь, благодаря которой появился этот пост.

ПС. Из колыванской газеты 2017:


Posts from This Journal by “история местных линий” Tag


  • 1
Так вот куда идёт прямая если на Вьюны не сворачивать по "дикой" дороге в Томск) Интересное направление!

Вот еще карта, 1959 года


  • 1
?

Log in

No account? Create an account