Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
Краткая история споттинга в Новосибирске
avro_live


По просьбе друзей Артема и Андрея.

Под споттингом ниже понимается просто фотосъемка самолетов. Версия субъективная, что знаю точно.

Если брать Толмачево, то наверно по праву первым фотографом можно назвать Виктора Николаевича Щуся, жителя города Обь (авиагородка) и штатного фотографа аэропорта в советское время (довелось немного пообщаться с таким же фотографом из Внуково, но безрезультатно). Я был у него дома в Оби лет 15 назад. На стенах много фото самолетов, черно-белые, разных форматов. Коморка с негативами,и фотоальбомами и коробками с фотографиями. К сожалению, судьба всего этого богатства неизвестна. Самого Виктора Николаевича уже нет с нами. Остался с того похода у меня оригинал (отпечаток примерно на А4) заглавного фото. Потом оно уже пошло гулять по толмачевским книгам и сайтам. Есть интервью с первым фотографом.

Потом была очередь молодых и активных. Одним из них был также житель Оби Борис Семенов, ныне сотрудник «Сибирь Техник». Примеры его фото на классическую СМЕНА-8М есть в этом посте . Да, Конкорд в Новосибирске тоже снимали на Смену. История Бориса пока не раскрыта полностью. У него много чего есть. Например, записи, кто когда прилетал…

«23.9.98 – порт. Французский А300-600СТ «Белуга» - этот случай не так давно обсуждали в споттерской группе ВКонтакте. Хотя это мы перепрыгнули в Россию. А раньше… 10.0.83 – порт. Корейский Ил-14; …Ту-134А (№65691) прилетал генеральный секретарь партии Индийский Национальный конгресс (И), член парламента Индии Р.Ганди с женой.

Ниже два фото первых иномарок «Трансаэро» в Толмачево от Бориса. С чего начиналась конкуренция в 1994 году. "Аэрофлот" в то время в Новосибирск еще не летал, но регулярно летала Lufthansa на А310 во Франкфурт.

01. 737-200 с латвийской регистрацией. И именем Татьяна. ...Насколько тут важны буквы ВАВ - не знаю :)



02. 757 (сейчас у "Икара" такие начали летать из Москвы в Хабаровск, а "Трансы" летали на нем, по-моему, и во Владивосток без посадки..., не знаю как...)

На заднем плане справа - хвост Ту-134 "Воронежавиа".



03. Дальше моё фото – знаменитый и летавший к нам два года минимум Дуглас DC-10. В ракурсе той же АК.



Следующим шагом были визиты, как ни странно, иностранцев. Которые платили кучу денег, собирали группы и ездили по России и фотографировали самолеты в самых разных аэропортах. Это началось вскоре после распада СССР. Были такие ребята и в Новосибирске. Лично покупал однажды билеты такой группе (20 человек) по маршруту Новосибирск – Караганда. И видел этих ребят в Новосибирске-Северном (просто на площади, сам с ними тогда не снимал, подарили три споттерских журнала из Швейцарии). Бывали они в и Толмачево, но тут мы не пересекались. Были такие визиты и в 2000х. Посмотреть можно тут, находя массу фото иностранцев, снятых в один-два дня. Один раз мне попал в руки список участников такого иностранного мероприятия в Толмачево. Запомнилось, что все они были в возрасте за 50, может быть кроме одного товарища.

Занимался такими группами в Толмачево один из сотрудников, насколько я знаю, как-то связанный с диспетчерами и хендлингом зарубежных разовых чартеров, в т.ч. бизнесджетов. Предлагаю взять тему на заметку macusima .

04. Сам я начал работать в Толмачево с 1996 года и тоже начал понемногу снимать. Например, кто сейчас вспомнит, что в 1997-98 годах в Новосибирск через Иркутск летали на Боинге -737-200 сахалинцы? Тогда иномарки были только в Аэрофлоте, Трансаэро, САТе и пара А310 в Якутии.



Тут к руководству «Сибирью» пришел Филёв и пошла работа рекламы с пиаром. В штат отдела рекламы авиакомпании был принят фотограф Мочалов Сергей Николаевич, фотографии которого стали первыми кадрами Толмачево на Анете . Выставил их более молодой и продвинутый сотрудник авиакомпании Алексей Калмыков. От него я впервые услышал про Анет, кстати. Это было в 1999 году. Об авторских правах тогда особо не думали. Сам интернет был еще в новинку для многих. А выставлены фото были в плане популяризации АК «Сибирь», в частном порядке силами просто продвинутого сотрудника авиакомпании. Съемки тогда велись на пленку. «Фотоленд» тогда хорошо зарабатывал на «Сибири». Печатали мы много.

05. Фото Сергея Николаевича (а может даже и моё, по давно сделанному скану не поймешь) ниже – с борта Ту-154Б, летящего на концерт Rolling Stones во Внуково, август 1998 год. Черныш, известный новосибирский музыкант. Кстати, его «Технику любви» кто-нибудь слушал? Мне кассета попала в начале 1990х еще. Послушал бы еще раз сейчас.



Примерно в 2001 году фотограф в авиакомпании сменился. Им стал более молодой Валерий Федоров, который объездил аэропорты, куда летала «Сибирь», от Тель-Авива и Мюнхена до Кемерово с Томском. Вскоре появилась у нас первая цифровая камера. Потом первый А320 в «Армавиа», потом А310 на линиях уже «Сибири».

06. В марте 2005 года Валерий был в первом небольшом пуле фотографов, которые сняли во Внуково на ВАРЗЕ первый покрашенный в зеленый цвет Ту-154 с впервые появившимся логотипом S7. Ссылка и само фото:



07. И еще одно фото Валерия. Для понимания, насколько разнообразна и тогда, и сейчас жизнь аэропорта. DASH-8 японской авиакомпании с канадской регистрацией в Сибири. Куда-то перелетал.



В 2000х кроме собственно съемок силами авиакомпании «Сибирь»/S7 в Толмачево накатали дорожку известные в авиакругах москвичи из нового поколения – Олег Пантелеев (Авиапорт), Леонид Фаенберг и Дмитрий Петроченко (тогда «АТО»), Федор Борисов - Авиафотограф и Большой авиаэнтузиаст. Леонид Завадский из «Коммерсанта», Сергей Скрынников, ирландец - любитель российской авиации Пол Даффи, Sam Chui ,у которого 5000 фото на Анете…

А потом в воплощении тогда пресс-секретаря Толмачево Ольги Кочетовой 14 августа 2009 года был проведен первый официальный споттинг в аэропорту.

И началась новая история новосибирской авиафотографии, которая сейчас весьма информативно представлена в специальной группе в ВК .

08. На закуску. Непубликовавшееся от Бориса Семенова. И ведь у каждого фотографа есть много интересного в архивах  причем, в еще неопубликованных архивах.



...Да, еще надо обязательно упомянуть Павла Усачева, ныне пилота магистральных ВС. Он был одним из первых "зазаборных" споттеров Новосибирска, начиная не позднее середины 2000х. Все остальные вышеназванные снимали внутри периметра :)

09. 86097 от Павла. Со знакомого узкому кругу места.




Posts from This Journal by “Толмачево” Tag

  • Разные новости S7

    На выходных впервые слетали из Новосибирска в Урумчи на Эмбраере. На зиму с декабря до весны из Новосибирска в Гонконг будет летать два раза в…

  • Первый А321neo в Толмачево

    Первый в Сибири. Первый с Pratt Whithey. По пути домой в Японию. Снято сейчас (07.09). Месяц назад в эксплуатации было пять штук и с другими…

  • Туман и Хо Ши Мин в Толмачево

    Текст из газеты "Город Спутник" города Оби (Толмачево), выходила в начале 2000х годов. Отрывок. ...эпизод из работы синоптиков АМСГ "Толмачево"…


  • 1
блеат...от первого фото я кайфую...самый лучший звук...пару лет работал 200 м от торца дубайского аэропорта...лет 15 назад...взлет 200-ого-это нечто...

Спутал. Про 737-200 речь.

да..про него...высоту набирает неохотно...орет-это нечто...полгода назад увидел на стоянке его...все свободное время ждал...мимо(((

Я летал на сахалинском ) салон, как минимум, был неплохой. Про шум, если говорить про салон... после Ил-18 в детстве это разве шум ))

я ни на том, ни на том...)))...не летал....но на взлете, когда он над тобой шасси убирает...это нечто..сейчас я на А380 даже не обаачивась..

Занимательная история!

Павел Усачёв ещё был одним из авторов виртуального UNNT для MSFS - лучшего на тот момент бесплатного сценария?

Edited at 2015-10-29 10:07 pm (UTC)

Я не силен в симуляторах. Но, кажется, он ими увлекался.

Вау! Очень круто об истории. Спасибо!)))


"Технику любви" можно найти в аудиозаписях во Вконтакте. Или поищите в пиринговых сетях (p2p), я когда-то давно в электронном городе находила.

Да, надо будет озадачиться )

Классный пост, спасибо!
Прямо точ-в-точь ответ на мой вопрос, заданный в топике группы ВК, посвященном программе на "Маяке"))

Есть там такой вопрос, точно )

Круто же, какие кадры! История нашего времени, ТСО на DC в снегу - это вообще шик!

Глеб спасибо, что собрал все в одну кучу!

Спасибо большое Глеб!
Замечательный репортаж!
Душевный!

Благодарствую )

Я когда был маленький с отвисшей челюстью смотрел фотографии некоего Глеба Осокина и читал журнал S7 direct line) Видел фотки иностранных споттеров, знал про штатных фотографов. Но не думал что еще столько много фотографировало. Спасибо большое, пост однозначно в закладку сохраню!

Да ладно :)) в direct_line я пришел всего-то в 2009 году )

Я когда был маленький с отвисшей челюстью смотрел фотографии некоего Глеба Осокина и читал журнал S7 direct line) Видел фотки иностранных споттеров, знал про штатных фотографов. Но не думал что еще столько много фотографировало. Спасибо большое, пост однозначно в закладку сохраню!

Аналогично. Gleb Osokin - Russian AviaPhoto Team -это казалось чем-то недосигаемым и космическим , не знаю даже как что или кто. :-)

Года идут... Кто такой Gleb Osokin мы поняли а что такое Russian aviafoto team до сих пор нет)))

А это я как раз про Федора Борисова не дописал, хотя уже понял, что пропустил. Доделаю. А так - это московская в основном бывалая тусовка.

Отлично! Интересный материал, с удовольствием почитал!

Спасибо, Глеб! Отличный и интересный экскурс, а насчёт организации споттингов я кажется понимаю о ком речь, уточню)

Он скорее не организовывал, а обеспечивал.

Отлично Глеб!
Очень полезный и интересный пост.

На DC-10 ТСО прилетал в ОВБ. Было круто.

Краткая история споттинга в Новосибирске

Пользователь minaev_hutor сослался на вашу запись в своей записи «Краткая история споттинга в Новосибирске » в контексте: [...] нал взят у в Краткая история споттинга в Новосибирске [...]

Первый [советский] фотограф Толмачево

Пользователь v27le06vt76r сослался на вашу запись в своей записи «Первый [советский] фотограф Толмачево» в контексте: [...] По мотивам поста про историю споттинга в Новосибирске [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account