Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
Первый полет на Кубу через Гвинею. Ту-114 в 1962 году
avro_live


Пост в честь Дня воздушного флота. История, которую недавно прочитал в книге "40 лет гражданскому воздушному флоту". Сборник статей. Редакц.-издат.отдел Аэрофлота. 1963г. 488 с.с илл.

Пишет статью "Рейс за океан" Павел Михайлов, который хорошую книгу написал "10000 часов в воздухе". Герой Советского Союза, кстати.

Куба уже под Фиделем Кастро, уже блокада. Чуть больше года Ту-114 регулярно летают в Хабаровск.

Внуково. 10 июля 1962 (прошел всего год на момент составления текста, если не меньше). Взлет в 2 часа 19 минут мск. Это ж темно совсем. Борт СССР-Л76479 (так в книге, хотя тут наверняка напутано и уже нет буквы "Л" в регистрации). На борту начальник ГУГВФ Евгений Федорович Логинов (военный авиатор с 1926 года, в гражданской авиации с 1959 года, далее первый министр ГА СССР, был женат трижды, в википедии написано...)

Пилоты Витковский - Терехов и Цховребов - Метелкин. Штурманы, бортрадисты.

Будапешт, Белград, в 6.30 Мальта, Африка (Ливия). Ориентиров нет, применяется астроориентировка по Солнцу.

Впереди Конакри - столица Гвинейской республикой, где СССР построил аэродром. Там промежуточная посадка. В 12.52 мск, через 10 часов Ту-114 приземлился на африканском побережье. Предполагаю, что впервые. "Подрулил вертолет. Из него вышел президент республики Секу Туре. Его тепло приветствовал Логинов". [Вертолет вполне мог быть русским. Его пилоты тоже... Тогда в Африке началась эпоха освобождения от колониализма и Гвинея стала одной из первых независимых стран континента, с 1958 года освободившись от власти Франции. В паре соседних стран уже летали наши Ил-18 на местных регулярных рейсах. Секу Туре несколько раз бывал в СССР, а в описываемом 1962 году и в США.].

На рассвете взлет на Кубу. Впереди сплошной океан. Что там было с запасными аэродромами - в статье опущено. 5300 км до Гаваны. Курс на Тринидад (Карибские острова). Там приводная радиостанция.

На борту три советских журналиста, комиссия ГУГВФ, советские специалисты. В Конакри к ним добавилась "Мисс Гвинея" и ее спутники" :) Рейс был первым, не регулярным.

Вот и революционная Куба. Хотели сделать второй круг, но тут гроза и ливень, сели после первого круга. "Встречали также сердечно, как и Гагарина в прошлом году".

Итого 21 час 16 минут [видимо, полетное время] - рейс выполнен, воздушная связка Москва - Гавана выполнена.

Отдых экипажа, Варадеро, вспоминают Хемингуэя (никак не почитаю его)... а в это время в Гаване самолет посетил Фидель и даже расписался на двух проспектах Ту-114.

Сборы в обратный путь. Не сказано почему, но обратный маршрут изменен. Теперь надо лететь не 5300, а 7500 км. [Видимо, шли на другой привод где-то ближе к Африке?] "Полет будет выполняться по ортодромии". [но почему тогда он длиннее до Конакри на 1800км?] Ориентировка ночью по звездам, днем по Солнцу.

Интересно, на борту есть дальняя связь с центральной диспетчерской службой Аэрофлота.

19.00 мск взлет. На Кубе это... примерно 4 утра этого же дня, так. Потому что "первые три часа летели ночью", странно. Мимо очередной грозы, сквозь болтанку. ...9000 метров, эшелон. "В купе пассажиры уже давно разделись и устроились в постели не хуже, чем дома. Тепло, светло, уютно... Полный комфорт".

...выкатилось Солнце, красота. ...8 часов полета. Показались острова Зеленого мыса. Там радиопривод. Отклонение Туполева составило примерно 100 км. 19 июля самолет сел в Конакри. Полет длился 10 часов 27 минут. 7370 км.

Ночевка и утром в 9 утра [по местному видимо] нового дня 20 июля старт на Москву, навстречу Солнцу. Бамако - Агадез - Себха - Миссураж - Мальта - Греция - Белград - Будапешт, Киев... 8000 км без посадки.

После обеда Логинов проводит высотную пресс-конференцию. "Еще ни один транспортный самолет не летал по этому маршруту" [слово "транспортный" отметили :)] Планы дальнейших полетов - примерно раз в неделю.

Уже над СССР. Но тут Внуково передает, что высота облачности 90 метров, видимость 1,5 км, морось. "Садитесь в Киеве". Логинов опрашивает летчиков и принимает решение лететь в Ленинград. За штурвалами сидят оба КВСа. Идут все еще на Внуково. "Снижайтесь на 1200" - разрешает диспетчер. "Выпускайте шасси". "Стрелки прибора слепой посадки перекрещивались в центре силуэта самолета". "Садитесь".

И вот колеса бегут по бетону Внуково. 20.16 - полет закончен.

[Еще светло, лето же, встреча, объятия, поздравления]

ПС. Потом, довольно скоро после этого полета, в конце 1962 года, главный начальник Гвинеи Туре поддался на уговоры и деньги США и гражданские полеты на Кубу по этому маршруту так в массы и не пошли. После доработки Ту-114Д летали на Кубу по маршруту Москва - Мурманск и далее без посадки (говорят, что иногда садились на Багамских островах в Нассау при встречном ветре). Зато Ту-95 в Конакри бывали и не раз. Как и корабли ВМФ СССР. На аэродроме Гбесия какое-то время базировались Ту-95РЦ и Ан-12 ВВС СССР. Визиты ВМФ СССР в Гвинею закончились примерно в 1989 году (см. детальнее тут ). С тех пор про Гвинею в России почти и не слышно. А было время...



Ссылка на это фото.

ПС. Еще из истории вопроса:

А после того как в 1962 году Соединенные Штаты ввели блокаду Кубы, полеты самолетов "Аэрофлота" туда, как вспоминал С. С. Павлов, превратились в сложнейшую задачу:

"Советско-кубинское соглашение о воздушном сообщении было подписано в Гаване в июле 1962 г. Однако ни одна европейская страна не дала согласия не только на посадку, но даже на пролет ее территории для полетов советских гражданских самолетов на Кубу. Поэтому Е. Ф. Логинов начал искать, прямо скажем, экстравагантные пути. Так, было выполнено несколько рейсов по маршруту Москва--Конакри--Гавана, но их пришлось остановить из-за технического состояния аэродрома в Конакри. С 7-го января 1963 г. полеты в Гавану стали выполняться через Мурманск и далее по нейтральным водам Северного и Атлантического океанов. Самолеты летали регулярно, по расписанию. Каждый рейс ТУ-114 был героическим — летели практически втемную, без метеообеспечения и помощи диспетчерской службы, летели с минимальным запасом топлива, что ограничивало коммерческую загрузку до 4,5-5,0 тонн...

http://kommersant.ru/doc/2558117

ПСС. Бугаев про Кубу в 1974 году




  • 1
Про Ту-95РЦ в Конакри слышал, хотя их потом вроде в Анголу перебазировали (Луанда и Мосамедиш). Они парами патрулировали Атлантику Луанда-Гавана, пасли американские АУГ.

В инете про это должно быть что-то.

В 80-е годы рейсовые Ил-62 летали в Гавани через Марокко.

Ту-114 тоже ходили через Марокко и Алжир короткое время. Но в целом изучением полетов на Кубу я пока не занимался )

Почему же не слышно! Наши специалисты из МЧС и института "Микроб" уже второй год в Конакри занимаются вакциной от Эболы.

Ну если в узких кругах..., то извиняюсь )

Что извиняться то. Есть еще страны в Африке где наши летают вовсю.

Я сужу в том числе по себе. Про Гвинею у нас в Новосибирске, а также в СМИ РФ, за последние лет 15 практически ничего нет.

В отличие от Ливии, Египта, ЮАР и даже Ганы с Кот'д Ивуаром.

А уж про нашу авиацию в Конакри точно ничего (хотя это не значит, конечно, что ее там не бывает).

>>"первые три часа летели ночью", странно.

Почему странно? Экватор близко, вполне мог рассвет быть в семь утра. Причём достаточно резкий.

Там раньше семи светает, думаю. В общем с часовыми поясами с привязкой к времени мск сложно ))

Ещё вопрос, по какому времени жила тогда Куба и в какой точке был самолёт на рассвете.

Искал книжку не про военных лётчиков, вот и спасибо за книжку десять тысячь часов в воздухе. начал читать, уже начала нравится.

Да, она хорошая )

Убеждаюсь уже в этом всё больше.

Эх, экранизировать бы эту книжку. хорошее бы кино могло бы получиться.

Аргентина: Аэрофлот и работа представительства

Пользователь zavodfoto сослался на вашу запись в своей записи «Аргентина: Аэрофлот и работа представительства » в контексте: [...] Как-то меня впечатлила прочитанная история про первый полет на Кубу [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account