Журнал avro

Об авиации и не только

Previous Entry Share Next Entry
Иван Кожедуб, истребитель (отзыв о книге)
avro_live


В Новосибирске три памятника Покрышкину (минимум), улица, станция метро, два музея, новосибирская медаль Покрышкина… в общем, много. Общаясь недавно с ветераном Великой Отечественной, новосибирцем, штурманом разведполка, услышал от него, что Покрышкина вот у нас много, но у Кожедуба количество сбитых более правильное, т.к. с 1943 года, когда Кожедуб начал воевать (до того был инструктором), требовалось уже документальное подтверждение сбития, чего ранее не было. В общем, если ЖЗЛ про Покрышкина я уже читал (2003 года, выпуск к 90-летию), то про Кожедуба вообще мало знал. Запомнил этьи слова. И вот недавно нашел книгу Кожедуба 1969 года, причем издательство «Детская литература» - «Верность отчизне». И прочитал.

Фото выше - начало 1940х, видимо.

Прочитал махом. В общем, родился он в 1920 году в Сумской области Украины, детство, школа (про это страниц 70), техникум, аэроклуб. Потом Чугуевское летное, война и эвакуация в нынешний Шымкент, где служил инструктором до конца 1942года. Его товарищи по училищу и его курсанты уже воевали. В общем, зимой переучивание на боевой Ла-5 и первые боевые вылеты в марте. Для начала 1943 года Ла-5 был очень новой машиной (выпуск начался во второй половине 1942го).

И вот уже позади Сталинград. Но… 16 марта 1943 года (1,5 месяц после Сталинграда) наши войска вторично оставили Харьков, 18 марта – оставлен немцу Белгород. Кожедуб уже в боях. Но первый сбитый появился только в июле, на Курской дуге, где на земле и в воздухе шла бойня. И вот пошел счет – 4 фрица за 4 дня июля, еще пять в августе. Отомщены ребята-однополчане, ранее сбитые немцами. Описания боев, прибытие пополнения, полеты за новыми самолетами (тоже Ла-5), сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, виды с воздуха на поле боя. Новые тактики боя. Первое упоминание Покрышкина (уже Героя). Боевые будни, влияние метео, зенитки и полеты с дырками в крыле от снарядов, возвращение домой почти на сухих баках, несколько вылетов в день… Освобождение Украины с битвой на Днепре и быстрой сменой аэродромов в преследовании врага.

26 марта 1944 года – выход к госгранице с Румынией, как я понял, это было первое место, где мы вышли к прежней границе (хотя в Заполярье, видимо, на полуострове Рыбачьем, госграница так и не была оставлена на все время войны). В феврале 1944го Кожедуб стал Героем, за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника. В мае ему дали именной самолет, от колхозника, который собрал деньги на самолет и назвал его в честь своего племенника – Героя Советского Союза, павшего смертью храбрых. И они потом переписывались – Кожедуб и этот дед, в книге есть письма. И еще есть ,что немцы, видя расписанный самолет, особо старались его завалить, не вышло.

Как… можно парой нападать на десятку или двадцатку фоккеров, мессеров или юнкерсов… но они нападали. Выходили победителями. Везло! Могли! Не знаю как. До легкой отключки и темноты в глазах на виражах и стрельбы в перевернутом положении. Как можно было летать парой с такими перегрузками, под обстрелом и не упускать ведущего… Сколько читаю, картину воздушного боя Великой Отечественной представить так и не могу, фантазии не хватает. А ведь все было видно с земли тогда, на глазах… между полетами занимались физкультурой. Для таких полетов нужен крепкий организм!

Летали и на 3500, и на 5000 метров, уже на охоте. Куда Кожедуб попал переводом из прежнего полка в новый полк, который специализируется на свободной охоте (переняли тему от немцев, как я понял). Это лето 1944го, с переучиванием на Ла-7. Прежний Ла-5 перешел от Кожедуба его напарнику, тот еще набил на нем фрицев за дедовского племянника.

Да, в день Воздушного флота 1944 года у Покрышкина третья звезда Героя, у Кожедуба вторая.

Дальше была уже Польша. Про нее написано в мемуарах много, так как много живых осталось, в отличие от первых лет войны. Я уже как по знакомым местам шел – то Бяла-Подляска, то Познань. «Немец не тот», но и фоккеры с мессерами последних моделей и немцы тоже злые, к их дому идет война. Наши на летных конференциях обсуждают лучшие тактики воздушных боев и атак противника.

…Тут осенью 1944го наши полностью выбили немцев из пределов СССР (за полгода, получается).
В Познани захватили авиазавод, где делали FW-190 – машина сильная была. Примерно, как последние Лавочкины, как я понимаю. Про наши Яки и МиГи я пока особо не читал мемуары истребителей. Покрышкин летал тогда на Аэрокобре, как известно. А рядом с авиазаводом освободили концлагерь…

Потом Зееловские высоты и описание от Кожедуба ночной наземной атаки с прожекторами. Конечно, написано все в духе 1969 года, без описания наших промахов. Но читается почти запоем.

Февраль 1945го – сбитый в паре реактивный Ме-262. Вроде говорят, не мог он его сбить. Не знаю, в официальном списке сбитых у Кожедуба он есть. Описывает, как гнался за ним на максимальной скорости. В другом месте говорит, что иногда летал быстрее 700 км/ч на Ла-7, за пределами его штатных характеристик.

17 апреля два сбитых FW-190 за день. 61 и 62 немец. А через несколько дней вызов в Москву и, видимо, на Ли-2 из Германии над Польшей домой, на родину. Отметить 1 мая в Москве, встречаясь со многими советскими людьми и рассказывая о боевых делах.

…30 апреля 1945 года в Москве отменено затемнение. Впервые за годы войны зажглись витрины и фонари. Про это 1 мая у нас сейчас мало кто вспоминает. День Победы тоже Кожедуб встретил в Москве. Потом снова в полк, в Германию. 17 мая туда пришла весть о кончине отца.

18 августа 1945го планировался воздушный парад в Москве, Кожедуб тренировался для него на Ла-7. Должен был возглавить звено Героев в колонне истребителей и пройти на максимальной скорости. Но тому параду помешал дождь. А под этот праздник была вручена и третья Звезда Героя. Ивану 25 лет!

Его Ла-7 с номером 27 (оригинал или нет?) еще при жизни был установлен в Центральном музее авиации в Монино (в ангаре). Там я еще не был. Теперь вот почти повод съездить.


Картинка отсюда .

…потом было освоение МиГ-15. Про участие в руководстве советских летчиков в Корее в книге ничегоо нет, но факт, что дело было. Зато написано, что к середине 1960х Кожедуб овладел вертолетом Ми-4.

Умер в 1991 году, в возрасте 71 год. Земля пухом. И спасибо за книгу!




  • 1
Маршала авиации Ивана Никитовича Кожедуба я лично видел в апреле 1990 года. Он приезжал на XXI сьезд ВЛКСМ, делегатом которого я был.

Круто! ) я даже не помню про такой съезд уже, в отличие от XIX Партконференции )

Книга хорошая, сильная . Я ее читал в таком же издании. Говорят есть поздняя редакция, с авторскими правками, но я не видел.

Очень рекомендую почитать книгу "В прицеле - свастика" Героя Советского Союза Игоря Каберова. В детстве и юности зачитывался ей. Много интересной информации об истребителях на ленинградском фронте.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account